Волгоград лишился уникального музея водоканала. Его выселили с территории Царицынской водокачки на Центральной набережной, экспонаты вывезены и сейчас покоятся на складе. Вывоз экспозиции и последующее закрытие музея не остались не замеченными жителями города, которые начали сбор подписей за то, чтобы музей вернули на свое место. Ведь совсем недавно в здании фильтров, являющимся объектом культурного наследия, предлагали открыть арт-музей "Фильтры" и кипели жаркие творческие дискуссии о том, как оптимально использовать уникальное общественное пространство. Бесценно не только здание, но и его индустриальная начинка: водобаки и фильтры ХIХ века.
В 2015 году городской водоканал был передан в концессию, а здание водокачки и несколько строений комплекса остались на балансе города, поскольку уже не участвовали в системе водоснабжения. И с этого времени началась новая жизнь музея. Фактически из ведомственного он превратился в общегородской. Тысячи посетителей и участников мероприятий тому подтверждение. Экскурсии для всех желающих, организация разноплановых социокультурных проектов "Ночь музеев на водокачке", съемки фильма "Волга во мне", установка скульптурной композиции "Три эпохи водопровода". Здесь прошли декада паблик-арта молодых художников и перформанс художника из Берлина Петра Дзогабы (Дзо-Дзо), акция "Люк at me". Под эгидой музея создано самое длинное сюжетное граффити на юге страны "Путь воды" длиной 480 метров и даже спектакль "Где стирали белое платье".
- Закрывают уникальный музей, - говорит Александр Сайгин, организатор сбора подписей. - Когда я первый раз попал на экспозицию, отметил ее необычность, нестандартность, качественность. Это был живой музей. Представляете современное искусство на насосной станции, среди труб и люков?
В 2017 году в Волгограде высадился "музейный десант": лучшие проектировщики России разработали и представили план дальнейшего развития музея водоканала и его трансформации в музей чистой воды "Фильтры". Идеологом проекта стала Анна Степнова, получившая на это грант фонда Потанина. Новый музей представлял историю города в летописи его коммунального хозяйства. Главный экспонат - старинное здание фильтров, которое входит в комплекс зданий "Царицынская водокачка", само по себе произведение архитектуры. Оно вызывало огромный интерес горожан, которые по три часа стояли в длинных очередях, чтобы попасть внутрь - для провинциального музея вещь неслыханная.
- После того как в начале 2017 года часть комплекса, принадлежащая МУП, была продана с торгов и стало ясно, что следующим этапом с торгов уйдет и само здание фильтров, мы прекратили проведение мероприятий на территории комплекса, - рассказывает Степнова.
- В любом городе есть проблема с выставочным пространством для творческих людей, художников, которые могли бы там реализовать свои проекты, - считает менеджер социокультурных проектов Антон Вальковский. - В официальных музеях такого места нет. Так, музей изобразительных искусств вообще находится в бывшем помещении овощного магазина. Перепрофилирование старого здания под гостиницу или ресторан нанесет ему непоправимый ущерб. К примеру, водобаки - основная часть конструкции, на которых она держится.
- В 2018 году началась реализация масштабного проекта реконструкции Царицынской водокачки по улице Чуйкова, 15. За длительный период эксплуатации здание, которое капитально не ремонтировалось на протяжении нескольких десятков лет, сильно обветшало. Сохранить объект культурного наследия и вернуть его волгоградцам позволит соглашение о муниципально-частном партнерстве, - прокомментировал "РГ" представитель администрации Волгограда Денис Каёхтин. - На время проведения работ все помещения закрыты для посещения. После их окончания на территории отреставрированного здании планируется открыть Дворец торжеств, а также разместить несколько художественных галерей. Администрация Волгограда не возражает, если музей водоканала также продолжит работать по прежнему адресу.
Что же касается собственно здания фильтров, ответ приобретает обтекаемые формы:
- Проект включает в себя не только реконструкцию здания Царицынской водокачки с сохранением ее исторического облика, но и комплексное преображение прилегающего общественного пространства.
Общественники считают, что власти называют водокачкой здание с колоннами, а не здание фильтров, где находился музей. Ответ на вопрос, что будет в здании фильтров, где проводилась водоочистка, сводится к "комплексному преображению", "будет реконструировано", "музей куда-нибудь вернем".
- Что конкретно подразумевается под комплексным преображением территории? Как не остаться с торговой галереей, рестораном или гостиницей в здании водоочистки? - волнуются горожане.
До конца XIX века в Царицыне отсутствовал водопровод. Жители брали воду прямо из Волги и развозили по домам в бочках. В соседних городах водопровод был уже построен, но, хоть еще в 1870 году городской голова Мельников и настаивал на передаче постройки водопровода в концессию купцу Губонину, члены Царицынской городской думы не спешили следовать примеру соседей, так как концессия для России была делом неизвестным. В 1884 году купечество Царицына образовало фонд для сбора средств на постройку водопровода. Позже было объявлено два городских 6-процентных займа со сроком погашения 43,5 года.
Комплекс городской водокачки сооружался подрядной фирмой "БР. Бромлей и К" по проекту московского инженера Н. П. Зимина. Открытие состоялось 21 октября 1890 года. Так было закончено строительство первой очереди городского водопровода длиной 14 верст 65 саженей, дающего 150 тысяч ведер воды в сутки. Плата была 15 копеек за 100 ведер. К 1909 году длина водопровода увеличилась до 50 верст, а забор составлял 74 миллиона ведер воды в год. Но Царицын продолжал расти, и к 1918 году воды уже не хватало. В гражданскую войну белогвардейцы, отступая от Царицына, взорвали водопровод. Восстановили его лишь в 1922-м. Пострадал он и в период Сталинградской битвы. После войны его реконструировали. Сегодня здание первой царицынской водокачки является памятником архитектуры XIX века.
Игорь Сорокин, автор ряда проектов в Саратове, в частности "Атласа Рима":
- Комплекс зданий водокачки - это своеобразная проекция истории города. Царицынские здания в Волгограде спрятаны внутри кварталов, такой город в городе. Снаружи - большие дома, помпезность, прямые линии кварталов и проспектов, а внутри - память Царицына. В одной точке сошлись царицынское промышленное зодчество, сталинский ампир и, условно говоря, "хрущевка" из силикатного кирпича. Огромное количество зашифрованных слоев оживляет воображение. Эту тайну нужно не расколдовывать, а поддерживать музейными средствами.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем