Японское правительство оказывало влияние на характер публикаций в прессе, которые затрагивали дело советского разведчика Рихарда Зорге.
Об этом стало известно благодаря документам заведующего шестым отделом криминального управления министерства юстиции Японии Тайдзо Оты. Бумаги были переданы его родственниками в Государственную парламентскую библиотеку в Токио и теперь доступны для широкой аудитории.
Как пишет газета "Майнити симбун", японский минюст в годы Второй мировой войны разработал строгие инструкции для местных СМИ, в соответствии с которыми они должны были освещать инцидент с задержанием Рихарда Зорге. Впервые рассказать о случившемся в прессе было решено только 16 мая 1942 года, хотя советский разведчик был арестован в октябре 1941 года.
В газетах, в частности, запрещалось выносить указанную тему на первые полосы. Публикации нельзя было сопровождать фотографиями и иллюстрациями. Власти даже определили максимальный размер для заголовков статей - в четыре газетных строки.
Прессе предписывалось распространять только ту информацию по делу Зорге, которую давало правительство. Другие сведения обнародовать не разрешалось.
Министерство юстиции при составлении рекомендаций учло пожелания японского МИДа. Дипломаты настояли, чтобы в статьях японские журналисты не указывали принадлежность к внешнеполитическому ведомству Кинкадзу Сайондзи, одного из задержанных по делу Зорге.
Японец был тесно связан с Хоцуми Одзаки, корреспондентом газеты "Асахи симбун" и одним из наиболее эффективных информаторов Рихарда Зорге. Насколько известно, Одзаки поддерживал тесные связи с японским премьер-министром Фумимаро Коноэ и был его советником.
Японские чиновники, как пишет "Майнити симбун", всячески пытались минимизировать масштаб случившегося и избежать негативных последствий для своих министерств.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем