издается с 1879Купить журнал

Баба Соня с Итурупа

Как стать духовным лидером курильского острова

Софье Николаевне Сотниковой семьдесят пять. Несколько десятилетий руководила всем животноводством Итурупа. В ее личном крестьянском хозяйстве и сегодня одних лишь дойных коров тридцать шесть. От зари до зари - в беготне и хлопотах. А на вопрос о мечте отвечает не задумываясь:
- Хочется, чтобы мое спортивное колено поменьше болело. И я могла побольше работать...

Сергея Красноухова

В 16 девчоночьих лет

Работать она начала раньше, чем пошла в школу. Ведь родом из сибирской семьи, где, по ее выражению, "только живых детей было девять".

- Мне Бог здоровья дал больше всех! Поэтому ни у кого вопросов не возникало, кого послать за продуктами в соседнее село,- заговорщицки подмигивает баба Соня.

После семилетки поступила в Кемеровский сельхозтехникум на зоотехника. Однажды случайный встречный восторженно расписал ей жизнь на курильском Итурупе. И шестнадцатилетняя Соня уговорила директора техникума отпустить ее на остров без сдачи госэкзаменов, как на длительную практику.

- Я к голоду с детства терпеливая. Вот и села в поезд до Владивостока без крошки хлеба и лишней копейки денег.

Подкармливала воробушка весь долгий путь пожилая супружеская пара. Она и приютила Соню во Владивостоке, пока оформлялись ее документы до неведомого Итурупа.

Туманным августовским утром 1962 года шестнадцатилетний зоотехник сошла на пристань. Ей сразу доверили рулить всем животноводством единственного на этой земле совхоза.


В свои семьдесят пять дипломированный зоотехник Сотникова стоит во главе большущего хозяйства, где целое стадо дойных коров. / Максим Федоров
В свои семьдесят пять дипломированный зоотехник Сотникова стоит во главе большущего хозяйства, где целое стадо дойных коров. Максим Федоров

Коровы, песни, океан

- Милый мой, в тот год в Курильске жило четыреста шестьдесят человек, и не было ни единой машины! Все на лошадях возили.

На Итурупе она впервые сытно наелась.

- На дойку с доярками едем, пару рыбин вилами из речки в тележку бросим. В углях запечем - вкуснятина!..

Ей на все хватало времени: вышла замуж, родила двоих детей, завела хозяйство, выдался свободный часок - на лыжи и в сопки.

- Заберешься, все вулканы видны! А снега какие! А озера замершие! И океан вдали бушует - такой красоты нет нигде!

Между делом стала чемпионкой района по лыжным гонкам. Оттого и болит на склоне лет "спортивное" колено...

Все утренние дойки в ее совхозе начинались с песен. Ни глотка спиртного. Боже сохрани! Только песня, которая им строить и жить помогала. Софья получила диплом, привезла на курильскую землю трех младших сестер.

- Тут народ особый! В любой ситуации ты не останешься один на один с бедой. Никогда! Случилось горе - налетели всем миром и помогли, у нас так заведено.

Сама двадцать лет была бессменным донором Курильской районной больницы. До сих пор вены в тяжах шрамов.

- Ветеринарной иглой кровь-то брали,- вздыхает баба Соня.

 

Игры на берегу Тихого, конечно, громкие - как и по всей России. / Максим Федоров
Игры на берегу Тихого, конечно, громкие - как и по всей России. Максим Федоров

Курильский характер

На Итурупе стоит упомянуть имя Сотниковой, в ответ услышишь: характер! Позволил один мужичонка грязное слово в ее адрес, она встала, молча подошла к обидчику и залепила ему кулаком промеж глаз. Да так, что тот ноги задрал с лавки под дружный хохот мужиков. А взять притчу о том, как она победила многолетний алкоголизм мужа...

- Больше тридцати лет он у меня пил, ну сил уже не было мириться. В один день я приняла решение и ушла жить в сарай. Там у меня стоял топчан, шкаф и печурка топилась. Да от коров тепло шло. Вот веришь, я ровно год в хату-то и не заходила.

Год она смотрела на благоверного как сквозь стекло. Через год переступила порог дома, растерянный и небритый супруг сидел на табуретке. Увидев ее, стал плакать...

- С того дня ни глотка спиртного! Как бабка пошептала, - победно смотрит на меня Софья Николаевна.

Характер! В районной больнице родила дочку Аню, через пару дней привозят туда одну из ее доярок. Та кричит, мучается всю ночь, молодая доктор валится с ног от усталости и переживаний.

- Я не выдержала, захожу в родзал и говорю: "Давайте помогу, чем могу..." Фельдшер подает мне простыню, показывает, куда давить. Мальчонка выскочил через несколько минут, - улыбается Софья Николаевна.

Пару лет назад кто-то потревожил ее калитку громким стуком, во двор вошел двухметровый мужик и низким басом спросил: "Вы тетя Соня?". На ее утвердительное "ага" раскатисто пробасил: "Мамка всю жизнь вас добром вспоминала, говорила, что если бы не вы, меня бы на свете не было..."


Вулканы внемлют. / Михаил Федоров
Вулканы внемлют. Михаил Федоров

Разговор с вулканами

В свои семьдесят пять дипломированный зоотехник Сотникова стоит во главе большущего хозяйства, где целое стадо дойных коров.

- Дочка Аня заправляет, но без моего совета и опыта не обходится.

Молоком, сметаной, творогом, сливочным маслом с их подворья многие островитяне запасаются на целую зиму. Администрация района передала Сотниковым в бесплатное пользование торговый павильон.

- Только не ленись! - формулирует Софья Николаевна свое жизненное кредо.

Крепкая, кряжистая, легкую косынку на голове, как паутинку, раздувает пронизывающий ветер. Из-под подкрашенных бровей смотрят зеленоватые глаза, которые, кажется, видят тебя насквозь. Секунда-другая, и во взгляде уже пляшут лукавые бесенята.

- Я перед сном говорю вулканам: вулканы, миленькие, спите дальше и не тревожьте нас. Они слушаются, - и не поймешь, то ли шутит баба Соня, то ли всерьез.

Вулканы внемлют. Они понимают, что бабе Соне рано вставать.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться