О Великой Отечественной войне в советском Заполярье писали и пишут нечасто. А ведь там тоже шли ожесточенные бои, умирали герои. И следы этой войны многократно обнаруживались через много лет после Великой победы. Только 24 сентября 2012 г. командир отряда разминирования Олег Голубев отрапортовал: "Мин в фарватере нет. Обская губа безопасна для судоходства". Казалось, можно бы и поставить точку, но в 2018 г. война напомнила о себе: на мысе Пинегина архипелага Новая Земля гидрографическим судном "Горизонт" обнаружена брошенная метеостанция производства нацистской Германии1.
Вражеские метеостанции
Союзники преуспели в создании автоматических метеостанций. Немецкая компания "Siemens" изготовила 26 станций "Wetter-Funkgerät Land" (кодовое название "Kurt")", способных аккумулировать и отправлять в эфир на частоте 3940 кГц через каждые три часа информацию. Известно, что 14 из них были размещены в арктических и субарктических регионах, включая даже оккупированную союзниками Гренландию. А вот пять действовали вблизи трасс Северного морского пути (СМП), в том числе на мысе Пинегина и мысе Медвежий, острове Междушарский. Они были обнаружены, демонтированы или просто физически разрушены в послевоенное время. Одной из последних, очевидно, стала "пинегинская", найденная в 2018 году. По некоторым данным, станция была оборудована в августе 1943 г. группой, доставленной на подводной лодке U-703. Сводки с таких станций собирались в военных целях.
Война началась до войны
Признаки войны в советской Арктике проявились еще до июня 1941 г. Десятью годами ранее над Ледовитым океаном пролетел дирижабль LZ-127 "Граф Цеппелин", на котором радистом был советский немец Э.Т. Кренкель. Совместная с Германией экспедиция официально имела научные цели: собиралась информация о подвижке льдов, фотографировалась трасса СМП. Преимущества этого пути очевидны - магистраль (14 тыс. км от Архангельска до Владивостока) на 10 тыс. км короче аналогичного морского пути через южные моря. Но собранные данные можно было использовать и в военных целях.
Руководителем созданного 17 сентября 1932 г. управления СМП являлся академик О.Ю. Шмидт. Под его руководством шло сквозное - за одну навигацию - движение судов от Архангельска до Берингова пролива. Он же руководил в 1936 г. проводкой от Ленинграда до Владивостока каравана эскадренных миноносцев. Летом 1940 г. (получив согласие СССР) по трассе прошел вспомогательный крейсер "Komet" ("Ems-45")2, поскольку после пакта Молотова-Риббентропа было достигнуто соглашение о проводке с запада на восток двух немецких сухогрузов, а с востока на запад - 26 вымпелов со свастикой.
"Komet", замаскированный под торговое судно "Donau", шел в сопровождении ледоколов "Иосиф Сталин", "Ленин", "Лазарь Каганович" и подводной лодки Щ-423. Разведав обстановку и покинув советское сопровождение, 10 сентября 1940 г. крейсер сбросил "овечью шкуру", потопив в Тихом океане пять английских судов. Однако главным приобретением стала информация о СМП. В сентябре 1941 г. нацисты запланировали операцию по блокировке трассы.
Беды от "Адмирала Шеера"
В начале войны в Мурманск переехал штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны. В эту должность вступил дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин. Обладая сведениями советской разведки, он понимал, что трасса СМП (по которому уже шли караваны) не застрахована от нападений. Созданная в августе Беломорская военная флотилия (в ее составе Новоземельская и Карская военно-морские базы) Северного флота имела огромную зону ответственности, куда прорывались гитлеровские субмарины.
Наша полярная авиация была слабой - самолеты имели изношенные моторы и были плохо вооружены. Наскоро переоборудованные гражданские суда, как и устаревшие тральщики, не могли обеспечить проводку караванов.
С лета 1942 г. акватория Карского моря стала операционной зоной германского флота: там присутствовало два крейсера и до 30 субмарин. Они потопили лесовоз "Куйбышев", пароход "А. Сибиряков"3 25 августа принял вызов рейдера "Адмирал Шеер", отправив радиограмму: "Продолжаем бой, судно..." "Сибиряков" также был потоплен.
Гитлеровцы узнали, что с востока должна пройти ЭОН-18 (экспедиция особого назначения) - так была зашифрована проводка кораблей из Тихоокеанского флота на Северный. На траверзе Новосибирских островов советскими моряками была получена радиограмма, что караван ищут крейсеры "Адмирал Шеер" и "Лютцов". В сопровождении "волчьей стаи" субмарин U-209, U-251, U-255, U-456, U-601 и летающих лодок BV-138 они рыскали по морю. Корректировали движение автоматические станции (типа "Крот"), устроенные на безлюдных островах и малопосещаемом берегу Новой Земли.
Бывший адмирал Ф. Руге в книге "Война на море. 1939-1945" пояснил: сводки погоды востребованы в операциях в Заполярье. С этой целью высаживались метеорологические отряды. Руководствуясь их данными, "Адмирал Шеер" (в его трюме содержались пленные с "А. Сибирякова") 27 августа 1942 г. совершил нападение на порт Диксон.
Гарнизон и экипажи наших кораблей заблокировали высадку десанта, и тогда крейсер ушел на поиски ЭОН-18. Ее корабли, между тем, в конце сентября прибыли в Диксон. Увидев разрушения и могилы павших, советские моряки жаждали боя с "Адмиралом Шеером", но военные дороги разошлись. В проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота, которые заранее протралили фарватер. 14 октября 1942 г., преодолев 7360 миль, караван вошел в Кольский залив.
Немецкие субмарины в Карском море
В августе 1943 г. субмарина U-639 установила 16 мин в Печорском море и 24 - в Обской губе. Севернее мыса Желания в Карском море советская С-101 настигла ее, а торпедный выстрел погрузил ее на дно. Всплыло только тело командира Вальтера Вихмана и бортовой журнал...
Ветеран Владимир Андреев рассказал, что в 1961 г. студентом он проходил практику на теплоходе "Анастас Микоян". Его ветераны поведали об одном дне войны: "Теплоход был... грузопассажирским, обслуживал... фактории, научные и метеорологические станции... судно встретилось с немецкой подводной лодкой, которую сразу не заметили... С субмарины поступил приказ - замедлить ход и остановиться для досмотра... теплоход продолжал движение... Немцы повторили свое требование... Капитан проявил выдержку и смекалку... На субмарине... готовили оружие. С мостика дали... очередь из пулемета. Но время было упущено, опустился густой туман, который укрыл теплоход и субмарину. "Анастас Микоян" бесшумно, под мерный звук работающих двигателей, растворился в тумане. Пулеметные очереди, сделанные наугад, прозвучали где-то за кормой"4.
В августе 1944 г. в Карское море было направлено 11 субмарин ХII флотилии Kriegsmarine, переговоры которых запеленговали на острове Белый. 12 августа 1944 г. подлодка U-365 (под командованием Х. Ведемейера) атаковала пароход "Марина Раскова" (бывший американский5) и сопровождающие тральщики Т-114, Т-116, Т-118.
U-365 применила бесшумные электроторпеды. Лишь 259 человек из 636, находившихся на погибших кораблях конвоя БД-5 ("Белое море - Диксон") спаслись на перегруженном Т-116, нескольких вельботах, катере и шлюпках. Кунгас с замерзшими (это конец августа и штормящее море) прибило к острову Белому. Ныне на острове есть памятный знак, а ямальские казаки соорудили часовню. В Салехарде установлена мемориальная доска с надписью: "Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом "Марина Раскова" и минными тральщиками 12 августа 1944 года".
С 2008 г. идет международная поисковая экспедиция "Конвой БД-5". Ее члены отыскали живых, уточнили списки погибших и установили связь с их родственниками. Действует и проект "Карские экспедиции" по поиску на земле и под водой следов катастрофы.
Немцы и ненцы
Радист с фактории "Дровяная" Василий Белоусов, 97-летний ветеран СМП, ныне единственный свидетель гибели "Марины Расковой" и высадки гитлеровцев на ямальский берег6.
Сохранилась запись воспоминаний ненца Я. Вэсоко, сделанная почетным гражданином Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Вахниной: "Как-то осенью увидели, что из воды появляется чудовище вроде большого корабля. Потом лодка. В нее сели три человека и направились к берегу. Мы все перепугались, побежали из чумов прятаться по оврагам. Убежали все, кроме ребенка шести лет. Тот хромой был, бегать быстро не мог, залез в бочку, на дне которой лежала соленая рыба. Из оврага ненцы наблюдали за пришельцами. Видят, те вышли из лодки, аккуратно все осмотрели, заглянули в чумы, бочки, обнаружили спрятавшегося мальчика, вытащили его оттуда, стали угощать конфетами".
Гитлеровцы жестами объяснили, что нужны рыба и мясо. Ненцы были "малооленные": лишнего мяса не имели, но рыбой поделились. Взамен немцы выдали сахар, чай, и, по словам аборигенов, "пахучий табак и твердое печенье" (сигары и галеты).
Возможно, были и другие высадки. Это объясняет находку в тундре патронного ящика с маркировкой на немецком языке и пуговиц с мундиров кригсмарине, а в прибрежной зоне - донных мин7. В протоке Дровяная, рассказал В.А. Раков, "обнаружены остатки разрушенного причала, где нашли металлическую тумбу с немецкими опознавательными знаками, а спустя некоторое время... найдено несколько ржавых бочек, на которых просматривались остатки свастики"8.
Ненцы сообщили о высадках гитлеровцев. Радист В.В. Белоусов вспоминал: "Радиограмму с сообщением, что подлодка заходила в речку Дровяная, приносил секретарь райкома партии Сидоров Георгий. Адресовалась она в Салехард окружкому партии". Произошло это в те дни августа 1944 г., когда создавалась Тюменская область, таким образом "успевшая повоевать"9.
Неотвратимое возмездие
Жаждой мести за гибель парохода "Марина Раскова" жил экипаж тральщика Т-116. Ему и выпал шанс: выйдя из порта Диксон 5 октября 1944 г., он обнаружил вражескую подлодку и успешно атаковал ее. Оказалось, что это была "не менее хищная" U-362. Расплата настигла и U-365, которую потопили в Норвежском море 13 декабря 1944 г. глубинными бомбами самолеты с британского авианосца "Campania"10. Вверх килем в порту Киля закончил походы "Адмирал Шеер".
1. Воробьева О. Суровая Арктика становится понятнее и доступнее // Красная звезда. 2018. 6 ноября.
2. Спущенный со стапелей Бремена как сухогруз, с 2 июня 1940 г. числился в составе Kriegsmarine. Komet под командованием Р. Эйссена, имел 12 орудий и два гидросамолета "Arado-196".
3. Одна из шести субмарин "стаи полярных волков "Грайф".
4. Зайцев Г.С. Субмарина в Обской губе // Время Ямала. 2019. 25 января.
5. Крамор Г. Трагедия конвоя БД-5 // Северный морской путь / Историко-культурологический и литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь". Тобольск, 2018. Кн. 28. Т. 2. С. 361-362.
6. Тамбей. Край земли, устремленный в будущее. Ярсале; СПб., 2005. С. 135.
7. История Ямала. Екатеринбург, 2010. Т. 2: Ямал современный. Кн. 1. У истоков модернизации. С. 249.
8. Зайцев Г.С. Субмарина в Обской губе.
9. Тамбей. С. 135.
10. Крамор Г. Трагедия конвоя БД-5. С. 366.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем