Иван Теребенев, который родился 240 лет назад, прожил всего 34 года, но успел создать свою историю и дополнить мировую. Его гравюры, прославляющие русских солдат и ополченцев, а также высмеивающие Наполеона, были известны всем.
Теребеневские листы - так их еще называли - это сарказм, оригинальность, ясность жеста и сюжета. Подобные картины и плакаты будут появляться и во время Первой мировой, и во время Великой Отечественной. Можно вспомнить Кукрыниксов и то, как они изображали Гитлера.
Теребенев не только рисовал, но и сам сопровождал свои листы подписями, иногда - в стихах.
Свое добро тебе приелось,
Гостинцев русских захотелось;
Вот сласти русские, поешь - не подавись,
Вот с перцем сбитенек, попей - не обожгись.
Это сочинение художника к картине, где русские солдаты "угощают" Наполеона сладостями. Причем все подобрано точно.
На голове у француза, очевидно, калачи из Москвы, откуда он ушел ни с чем. Сам император, отступавший по калужской дороге, сидит в бочке с Калужским тестом - известным тут кондитерским изделием. Поят его традиционным сбитнем, но щедро поперченным. А в рот запихивают вяземский пряник - именно рядом с этим городом наполеоновскую армию окончательно разбили.
Вяземский пряник был широко известен в XIX-м и начале ХХ-го века. Пушкин в письме к Вяземскому обращался к нему "друг мой Вяземский, пряник мой вяземской". Пряники из Вязьмы поставлялись даже в Англию. Но не во Францию, где ассоциации с Вязьмой долго портили аппетит.
Интересно, что теперь в России чаще встретишь торт "Наполеон", нежели вяземский пряник, калужское тесто или московский калач.
На теребеневском листе, где Наполеон изображен со свиным рылом, маршал Бертье уверяет императора, что с таким носом парижанам показаться не зазорно: "Мы напишем, что он вырос у вас от ранних морозов и гололедицы".
Теребенев изображал не только жалкого Наполеона, сильного русского солдата, но и могучих русских крестьян, которые поражали французов своей отвагой.
Даже командующий русской армией Михаил Кутузов обращался к жителям Смоленской губернии: "Достойные смоленские жители - любезные соотечественники! С живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерных опытах и верности и преданности вашей к любезнейшему Отечеству..."
Один из таких смоленских жителей на листе Теребенева - "Русский Геркулес города Сычевки", который легко расправляется с французами.
Фигура эта реальная. Тайный советник, юрист и составитель справочника по русской гравюре XVIII - XIX веков Дмитрий Ровинский вспоминал о разговоре с библиографом Григорием Геннади. Тот рассказывал ему, что Геркулес на самом деле староста его деда - Дениска, который пошел в ратники с односельчанами. Они загнали французских мародеров в лес и "истребляли их, как мух".
Иван Теребенев оставил о себе славу и как скульптор. Его барельефы можно увидеть в Петербурге на здании Адмиралтейства, на памятнике Петру I перед Михайловским замком, Нарвских триумфальных воротах...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем