Продолжаем вести рубрику, начатую в год 365-летия воссоединения России и Украины и напоминающую читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.
В ту страшную штормовую ночь Григорий Соколов, старший строитель крейсера "Варяг", был на борту. И сражался за жизнь корабля, которая висела на волоске.
Об этом - его рассказ для читателей "Родины".
Предыстория
- Мой отец восстанавливал Черноморский судостроительный завод в Николаеве после войны. Он рассказывал, что из 700 довоенных зданий остались целыми только два. Но уже через пять лет завод не только восстановили, но и спустили на воду первое судно, а с 60-х годов начали строить вертолетоносцы. На завод я пришел после учебы и думал, что строить корабли буду всю жизнь.
Легендарный "Варяг" стал шестым крейсером, запущенным в производство в декабре 1985 года. Изначально он назывался "Рига", на ЧСЗ даже приезжал мэр города Рига, пообещавший строителям одноименные мопеды. Но Союз пал. Рига оказалась за границей и крейсер переименовали в "Варяг".
К началу 90-х его готовность составляла почти 70 процентов, но все работы были заморожены. И украинские власти приняли решение крейсер продать. Покупателем стала китайская туристическая компания "Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada" из Макао.
Я оставался на "Варяге" до конца. И так получилось, что проводил его в последний путь. Со мной на борту были старый товарищ Михаил Ентис и переводчик с китайского Михаил Криворучко.
Курс на Босфор
Ранним утром 14 июня 1999 года при помощи голландского буксира "Solano" "Варяг" отшвартовался от николаевского причала. По предварительным расчетам, путь должен был занять несколько месяцев. Китайцы убеждали, что никаких проблем не предвидится. Но уже в море мы узнали, что турецкие власти не пропускают "Варяг" через Босфор. В то время в районе Суэцкого канала проводились масштабные учения НАТО, и союзники альянса не хотели рисковать. Однако учения закончились, а турецкие власти добро не давали. 16 месяцев мы стояли в болгарских водах, пока на верхах решали судьбу "Варяга".
Ситуация для китайцев патовая: они заплатили за товар и не могли его бросить.
За месяцы стояния менялись сопровождающие нас буксиры, их команды, и только мы втроем продолжали нести вахту. Через каждые три-четыре дня перебирались с буксиров на корабль, проверяли, все ли там в порядке, нет ли повреждений, задраивали люки. И продолжали ждать у моря погоды - уже и в прямом смысле.
Час отхода наступил ранним утром 1 ноября 2001 года. "Варяг" в сопровождении норвежского океанского буксира "Havila Champion" снялся с якоря и взял курс на Босфор. Проливы мы прошли на одном дыхании, турки зря беспокоились, а может, делали вид. Проход занял менее двух суток, и утром 3 ноября перед нами открылось Эгейское море.
Шел уже 508-й день нашей экспедиции. Возможно, это был самый трудный день в моей жизни.
Спасительный трос "Николая Чикера"
Нас накрыл мощный шторм. Сутки кое-как простояли, надеясь, что он утихнет. Но к вечеру ветер разыгрался с новой силой. Буксир в этих условиях - беспомощная шлюпка. Но моряки работали самоотверженно. Во время маневров при передаче троса с голландского буксира на норвежский погиб один из норвежцев. Лавировать вместе с огромной махиной было просто невозможно, с голландского буксира "Solano" подали сигнал "SОS".
На счастье, в тот момент недалеко оказалось российское судно "Николай Чикер". Капитан принял решение идти на помощь. Российские моряки сумели завести к нам на "Варяг" буксировочные концы Ф 86 мм. Предполагалось, что теперь авианосец удастся удержать. Но сначала не выдержали буксировочные концы, связывавшие "Solano" с "Варягом", а ночью лопнули и тросы с "Николая Чикера". Новые попытки их завести оказались тщетными. Шторм был просто ужасен.
К утру 4 ноября стало очевидным, что ситуация безнадежна.
Ни норвежский, ни голландский буксиры не сумели принять концы с "Варяга", их швыряло по волнам, а гибель матроса и вовсе вывела команды буксиров из равновесия. Более того, угроза нависла над самим теперь уже неуправляемым "Варягом", который несло на скалы.
Этот ад продолжался четыре часа, мы снова и снова выбрасывали аварийный буксирный конец. И наконец, на "Николае Чикере" сумели его принять!
Сейчас говорить об этом легко. Но в ту ночь мы отдали последние силы.
А потом еще более полутора суток российский буксир удерживал "Варяг", чтобы его не бросило на скалы.
Прощание
Когда все утихло, россияне передали "Варяг" голландскому и шведскому буксирам. "Николай Чикер" сопровождал нас до безопасных вод. А 3 марта 2002 года буксировочный караван прибыл в китайский порт Далянь.
Там мы попрощались с кораблем, имя которого священно для русского флота. Наверное, символично, что в последнем бою ему подставили плечо российские моряки.
Записала Анна Уманская
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем