Инициатором экспедиции, проходившей 4-11 августа этого года, выступила морская инженерная компания "Фертоинг" и ее руководитель Артем Мельников: много лет компания занимается не только выполнением сложнейших технических операций, но и подводными историческими исследованиями. Обнаружены на дне и обследованы ледокольный пароход "Александр Сибиряков", транспорт "Марина Раскова", морские тральщики Т-114, Т-118 и Т-904, эсминец "Деятельный", водолазное судно "Шквал", сторожевой корабль N 22 "Пассат", транспорт "Щорс", в Керченском проливе подняты пять штурмовиков Ил-2...
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin1.jpg)
А осуществили мемориальное погружение на "Челюскин" водолазы из "Разведывательно-водолазной команды" Константина Богданова - еще одного уникального сообщества, участники которого уже 15 лет спускаются в глубины морей и исторической памяти.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin2.jpg)
Вертолет несет нас в Ванкарем - национальное село, ставшее одной из ключевых точек "челюскинской эпопеи". Сегодня о событиях, развернувшихся в 1934 году, напоминает школа, построенная год спустя по инициативе О.Ю. Шмидта - в благодарность местным жителям за участие в спасении полярников. На шлюпке, в два приема, участников экспедиции и водолазное оборудование (общим весом около тонны) доставляют на борт буксира-спасателя "Лазурит".
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin_3_lazurit.jpg)
До места - семь часов ходу. Надо торопиться. Прогноз погоды - "на грани проведения работ".
Утром 8 августа с помощью эхолота удается обнаружить на глубине около 50 метров корпус "Челюскина". Это уже можно считать удачей: экспедиция 2004 года просто не нашла затонувшее судно. На следующее утро - первое погружение: к легендарному пароходу отправляются Константин Богданов, игумен Иннокентий (эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря еще и дайвер со стажем) и опытный оператор подводной съемки Иван Боровиков. Корпус судна глубоко погрузился в ил, видимость из-за обилия планктона, очень плохая - только на поверхности, сопоставив снятые кадры и схемы парохода, удалось определить: водолазы побывали, скорее всего, на палубе верхнего открытого мостика.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin_vodolaz_nad_vodoi.jpg)
Недолгий отдых - и новое погружение...
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin4podvodoi.jpg)
Вечером владыка Иаков - епископ Нарьян-Марский и Мезенский, много лет возглавляющий самую северную епархию России, и игумен Иннокентий отслужили литию на месте гибели "Челюскина". На воду опустили венок. И помянули добрым словом Владимира Ивановича Воронина - потомственного мореплавателя из поморской семьи, который с 16 лет ходил по морям. Был капитаном на ледокольном пароходе "Г. Седов", когда в ходе экспедиций О.Ю. Шмидта советский флаг был поднят на Земле Франца-Иосифа; стоял на мостике ледокольного парохода "А. Сибиряков", прошедшего Северным морским путем за одну навигацию 1932 года. Увы, уникального капитанского опыта оказалось мало в истории с "Челюскиным". Этот пароход, построенный в Дании по заказу Совторгфлота для рейсов из Владивостока в устье Колымы, по мнению Воронина, "совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам, для самостоятельного ледового плавания...".
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin_dym_pod_vodoi.jpg)
И "Челюскину", и его последнему капитану суждено было стать легендой. Наше погружение на борт парохода стало всего лишь третьим в истории. Как справедливо отметил руководитель экспедиции, "настоящей легенде к лицу недоступность".
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/196/16/65/cheliuskin_uchastniki_ekspedicii.jpg)
"Челюскин" должен был повторить маршрут "А. Сибирякова" для того, чтобы окончательно доказать возможность организации регулярного судоходства по Северному морскому пути. 10 августа 1933 года пароход вышел из Мурманска во Владивосток. В ходе плавания он получил ряд повреждений корпуса и был затерт льдами.
К началу ноября в дрейфе "Челюскин" достиг мыса Дежнева, но затем был отнесен в центральную часть Чукотского моря, где 13 февраля 1934 года его раздавили льды. В ледовом лагере на дрейфующей льдине в течение двух месяцев находились 104 человека во главе с О.Ю. Шмидтом и В.И. Ворониным. К их эпопее было приковано внимание всей страны.
В ходе крупномасштабной спасательной операции с 5 марта по 13 апреля "челюскинцев" эвакуировали на материк самолетами.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем