В марте 1945 г. были произведены последние боевые пуски германских ракетных снарядов дальнего действия, разрабатывавшихся под индексом ФАУ и призванных радикальным образом переломить ход Второй мировой войны. Это ракетное оружие не только демонстрировалось в немецкой пропагандистской кинохронике военных лет. Этот проект представлял собой прорывную и опаснейшую разработку немецкого военно-технологического комплекса, курируемого рейхсминистром вооружений А. Шпеером1. В конце войны такие системы вооружений гитлеровцы именовали "оружием возмездия", пытаясь представить их ответом на массированные бомбардировки союзниками территории Германии начиная с 1943 г.
В германских лабораториях происходило формирование новейшего типа ракетной техники - управляемого снаряда. Самолеты-снаряды ФАУ-1 и ФАУ-2 стали крайне опасным оружием дальнего действия, которое нацисты с середины 1944 г. успели применить против Великобритании, Франции, Бельгии. Только в ходе ракетных нападений на британские города, в том числе и на Лондон, пострадали десятки тысяч человек (почти четверть от всех потерь страны от бомбардировок). Обстрелы снарядами ФАУ не только приводили к большим разрушениям, ракетный террор оказывал воздействие на морально-психологическое состояние населения: ФАУ-1 при полете создавали громкий шум, который производил работающий двигатель снаряда.
Ежемесячные цифры производства германской промышленностью ФАУ-2 достигли сотен снарядов - уровень, который удавалось стабильно поддерживать вплоть до февраля 1945 г. Вместе с тем явные технические недостатки ракетных снарядов (прежде всего - в части точности попадания) помешали нанести больший урон в ходе ракетных обстрелов.
Инфраструктура ракетной программы ФАУ состояла из секретных испытательных полигонов-комплексов, сети заводов и лабораторий, боевой сети пунктов ракетных запусков на территории Европы, предприятий по производству жидкого топлива и кислородной промышленности2. Ракетные бомбардировки вынудили союзников проводить специальные авиаоперации, направленные на точечную бомбардировку пусковых ракетных площадок-баз. В переписке И.В. Сталина и У. Черчилля обсуждалась проблема германских ракетных вооружений дальнего действия и их инфраструктуры3. Союзники выявляли материалы по немецким ракетным разработкам4.
С советской стороны в этом принимали участие учрежденные Государственным комитетом обороны специальные комиссии при фронтах; в феврале 1945 г. был учрежден Особый комитет при ГКО СССР5. В документах ГКО отразилась лишь часть тех предприятий и организаций, где были обнаружены материалы по программе ФАУ: Высшая электротехническая школа (Вена); завод "Варкиц Верке" (г. Кривиц, Германия); немецкие авиазаводы фирмы "Патин" (г. Мительштейн, Вальденбург); ракетный центр Пенемюнде; опытный завод фирмы "Рейн Металл Борзиг" (Берлин); радиозавод фирмы "Медик Шогнер" (Вена) и др.6
Параллельно велась глубокая разведывательная работа. В конце июля 1944 г. Сталину была представлена информация ГРУ Красной армии о новейших немецких ракетных снарядах7. Сталин наложил резолюцию передать материал генерал-майору П.И. Федорову8, начальнику Научно-исследовательского института реактивной и ракетной техники (НИИ-1) при наркомате авиапромышленности СССР. Федоров тогда руководил спецкомиссией по обследованию германской станции ракетных снарядов в районе освобожденного польского города Дембица. В состав комиссии входили советские ученые Ю.А. Победоносцев, Р.Е. Соркин, Н.Г. Чернышев, М.К. Тихонравов, А.М. Шехтман. Работы в Дембице были санкционированы лично Сталиным после консультаций с Черчиллем, к ним были допущены и представители союзников.
В РГАСПИ хранится ряд важных документов по этой теме, часть которых публикуется ниже. Эти документы зафиксировали упорядоченную секретную инфраструктуру ракетной программы ФАУ, в том числе и под землей, а также выстроенную работу немецкого научно-производственного комплекса в области военного ракетостроения.
Публикация подготовлена главным специалистом РГАСПИ Дмитрием АГАФОНОВЫМ и ведущим специалистом РГАСПИ Дмитрием АВИННИКОВЫМ.
№ 1. Из Отчета специальной комиссии по изучению ракетного полигона Близна. 15 сентября 1944 г.
Сов. секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
товарищу СТАЛИНУ И.В.
ОТЧЕТ
о работе Комиссии по изучению немецкой экспериментальной станции ракетных снарядов, расположенной в районе г. Дембица.
Комиссия имела своей задачей осмотреть район северо-восточнее г. Дембица9 и ст. Коханувка для установления мест пуска немцами самолетов-снарядов, с целью получить возможные технические и боевые данные о новых видах ракетного вооружения, разрабатываемого немцами.
В указанном выше районе находился СС-овский учебный лагерь (SS-Heidelager), в состав которого входил артиллерийский полигон Близна (Art. Zielfeld Blizna), являвшийся, как установила Комиссия, центром работы с ракетными снарядами. На территории этого полигона Комиссия обнаружила специальное оборудование и ряд деталей, позволяющих точно установить их принадлежность самолетам-снарядам. Кроме того, что является наиболее важным, Комиссия нашла образец совершенно нового секретного немецкого ракетного оружия - ракетного снаряда очень большой мощности. Калибр снаряда равняется 1650 мм, т.е. в 5 с лишним раз превосходит калибр наибольшего ракетного снаряда, применяющегося в современной войне (наш снаряд М-31), и, следовательно, найденный снаряд, по крайней мере, в 125 раз мощнее снаряда М-31.
Комиссия проводила свою работу в период с 5 августа по 4-е сентября 1944 года. За это время были обследованы полигон Близна, места падения и разрывов выпущенных немцами самолетов-снарядов и ракет в Нивиске, Кольбушове и Лясковицах, а также места предполагаемого производства этих видов вооружения в Жешуве, севернее Соколув, Стшижув, Стенпина и Дембице.
Артиллерийский полигон Близна
На полигоне Близна, как было установлено Комиссией, находился центр работы с самолётами-снарядами и ракетами.
Полигон находится на месте бывшего селения Близна, целиком уничтоженного немцами, и представляет собой закрытую со всех сторон лесную поляну, площадью около 1,5 кв. км. [...]
На основании детального изучения всех данных, Комиссия с уверенностью устанавливает, что районом немецких работ с самолётами-снарядами и ракетными снарядами был полигон, расположенный на месте бывшей деревни Близна. Организованная связь полигона в Близна с СС-овским лагерем в полной мере не ясна, но, во всяком случае, этот полигон был составной частью СС-овского лагеря и находился в ведении комендатуры этого лагеря. Однако, полигон Близна занимал особое место среди всех других организаций учебного характера, входивших в СС-овский лагерь. Полигон Близна расположен строго в центре участка, отведенного под СС-овский лагерь, вдали от основных строений последнего. Поляки, работавшие на территории лагеря, в Близна не допускались. Постройка полигона Близна велась немцами. Специальные части, расположенные в Близна, составлялись не из СС-овцев, а из общевойсковых артиллерийских формирований, в чём убеждают многочисленные именные таблички лиц рядового и младшего начсостава, прибитые к шкафам в жилых бараках и не содержащие СС-овских званий. На территории Близна работали и гражданские лица10, о чем свидетельствует найденное объявление на двери телеграфной станции в Близна. Всё это указывает на особое положение полигона Близна среди других учреждений лагеря. Полигон Близна принадлежал к числу объектов, на которых работа производилась и ночью.
Таким образом, почти с уверенностью можно утверждать, что полигон Близна был расположен в центре СС-овского лагеря в целях конспирации и не имел никакого отношения к учебным целям, преследуемым Lager Flandern. Обучение на полигоне Близна специальных частей могло иметь место только параллельно с основной - испытательной деятельностью полигона.
На полигоне Близна не было обнаружено ни одной лаборатории и даже признаков какого-либо конструкторского бюро. Поэтому следует считать, что полигон Близна был учреждением с чисто испытательными контрольными целями. Подлежащие испытанию объекты доставлялись в частично или полностью собранном виде на полигон, где производилось их испытание. Наличие среди строений Близны большого ангара с внутренними рельсовыми путями, определенного нами, как сборочная мастерская, показывает, что громоздкие объекты привозились разобранными и на полигоне производилась их сборка. Никакого производства деталей, никаких мастерских, кроме небольшой радио-мастерской, в Близна не было. Можно лишь допустить, что в вышеуказанном ангаре производился необходимый мелкий ремонт.
Комиссия осмотрела ряд близлежащих заводов, на которых можно было бы предполагать наличие производства ракетных снарядов. Комиссией были осмотрены заводы в г. Жешуве, предприятия в г. Дембице и районы севернее с. Соколув (где был найден учебный лагерь зенитной стрельбы), д. Стенпина и с. Стшижув (где были обнаружены сооружения для укрытия поездов). Ни в одном из этих мест производства самолётов-снарядов и ракетных снарядов найдено не было. Основываясь на допросе кондуктора Русек, который показал, что все специальные поезда с ракетами-снарядами шли на Дембицу из Кракова, и что из разговоров с немецкими железнодорожниками, с которыми ему приходилось встречаться, видно, что поезда на Краков приходили из Вены, можно предполагать, что немецкий производственный и конструкторско-исследовательский центр по самолётам-снарядам и ракетным снарядам находится на территории Германии.
[...]
Места падения самолётов-снарядов и ракетных снарядов
[...]
Следует заметить, что немцы не выселяли жителей из деревень, расположенных по направлению стрельбы. Некоторые воронки от разрывов находятся в непосредственной близости от населённых пунктов. Комиссия пользовалась услугами местного населения, указывавшего расположение воронок и некоторых отдельных деталей и обломков ракетных снарядов. Несмотря на то, что немцы тщательно собирали в местах падения остатки разбитых конструкций, всё же большинство деталей ракетного вооружения немцев Комиссии удалось собрать как раз в местах падения снарядов по трассе стрельбы.
[...]
Самолёт-снаряд
Кроме ракетных снарядов на полигоне Близна испытывались также самолёты-снаряды. [...]
Стрельба самолётами-снарядами с полигона Близна подтверждается показаниями жителей с. Нивиска - Горчаковской, Горчаковским, Дутень. На предъявленной им иллюстрации из немецкой газеты "Schwert im Osten" от 16 августа 1944 года, изображающей самолёт-снаряд в полёте, они узнали предмет, полёт которого видели сами.
Найденные детали самолётов-снарядов более или менее соответствуют имеющемуся описанию самолёта-снаряда типа "Фау-1", применявшемуся немцами для обстрела Лондона.
[...]
ВЫВОДЫ
Комиссия, на основании осмотра и изучения немецкого ракетного полигона Близна, его сооружений и установок, мест падения ракетных снарядов и найденных деталей ракетного вооружения, а также опроса местных жителей, приходит к следующим выводам:
1. Немецкий полигон по испытанию новых видов ракетного вооружения находился в Близна, северо-восточнее гор. Дембица, был создан во время войны и находился в процессе строительства.
2. На полигоне Близна велись испытания самолётов-снарядов типа, близкого к известному "Фау-1".
3. На полигоне Близна проводились также широко-поставленные испытания тщательно засекреченного совершенно нового вида немецкого вооружения - исключительно мощного ракетного снаряда с весом взрывчатого вещества в 1,5-2,5 тонны и дальностью стрельбы до 250 клм.
4. Окончательная отработка этого ракетного снаряда, по-видимому, еще не закончена, но вполне возможно его применение в ближайшее время в ходе войны.
5. По эффективности действия новый ракетный снаряд, по крайней мере, в 5 раз превосходит самолёт-снаряд "Фау-1". В месте падения и разрыва ракетного снаряда образуется воронка глубиной до 15 метров и диаметром до 25-30 метров.
6. Основным тактическим назначением нового ракетного снаряда может быть обстрел площадей крупных тыловых военных объектов, промышленных и политических центров.
7. Новый вид немецкого ракетного оружия, в отличие от самолётов-снарядов, обладает манёвренностью, так как не требует фундаментальных пусковых установок.
8. Вследствие большой скорости (до 1400 мт/сек) и большой высоты полёта (до 80-90 клм) борьба с новым ракетным оружием средствами, применяющимися в борьбе с самолётами-снарядами (авиация, артиллерия, аэростаты заграждения), невозможна.
9. Создание описанного выше ракетного снаряда указывает на весьма высокий уровень развития ракетной техники в Германии. Без сомнения, новый ракетный двигатель является результатом многолетней широко-поставленной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы большой группы специалистов, оснащённых достаточной лабораторной и производственной базой.
10. Нужно организовать срочное всестороннее изучение агрегатов нового германского ракетного снаряда, доставленных Комиссией в СССР. Особое значение должно быть уделено установлению рода топлива, на котором работает двигатель снаряда. Материальная часть снаряда может быть воспроизведена в СССР, но создание работающей установки без установления рода топлива невозможно.
11. После отъезда англо-американской миссии из района Дембица, необходимо продолжить работу Комиссии по обследованию мест падения ракетных снарядов к северу от Нивиска и Кольбушова.
12. Необходимо также усиление агентурной разведки исследовательских и производственных центров Германии по ракетному вооружению.
П. Федоров
Ю. Победоносцев
Р. Соркин
Н. Чернышев
М. Тихонравов
[А. Шехтман]
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 545.
Л. 3, 5, 9, 13-14, 28-30
Подлинник. Машинописный текст,
подписи - автографы.
№ 2. Протокол допроса Я.В. Галковского
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
Галковский Ян Войцехович, поляк, рождения 1897 года, уроженец и житель Дембица, проживает по улице Дембица-Чарна N 110, работает с 1914 года на железной дороге, профессия машинист.
Показал:
С 1943 года декабря до прихода Красной Армии я работал на ст. Кохановка машинистом, часто приходилось встречаться и разговаривать с немцами и приходилось много наблюдать в области передвижения грузов, поэтому мне лично много известно о проводимых испытаниях в Близно - торпед и подвозки, как торпед, так и других материалов в Близно.
Подвоз торпед начался с 1943 года, примерно, с октября, в тоже время и начались испытания торпед, но в 1943 году их было выпущено мало, всего 5-6 штук.
В основном большой подвоз начался с начала 1944 года, в среднем ежедневно прибывал 1 состав 8-12 платформ, на которых привозились 8-12 торпед. Эти составы были под усиленной охраной СС, кроме этого почти ежедневно прибывали специальным составом по 2-3 цистерны с сжатым кислородом.
Составы с торпедами и цистернами с кислородом следовали, только из направления Краков на Близно через ст. Коханувка, причём со ст. Коханувка вагоны, платформы и цистерны, предназначенные на Близно забирал специальный дизельный мотовоз, прибывающий из Близно.
Лично мне неоднократно приходилось видеть торпеду и как я узнал от одного поляка из Силезии, работавшего в Близно и имевшего доверие у немцев, выпускаемые торпеды заряжались кислородом и при давлении превышающим 500 атмосфер, торпеда вылетала с рамы. Для заправки трёх торпед, якобы израсходовалось две цистерны кислорода. По углам торпеды прикреплены 4 ракеты и для правильного полёта торпеды, должны были взорваться две тыльные ракеты, а две верхних уже при полёте начинали взрываться.
В случае, если при пуске торпеды сначала взрывались ракеты, стоящие на крест, то торпеда не получала правильного направления.
Кроме кислорода в цистернах с этим же составом прибыли по несколько железных бочек ёмкостью в 2000 литров с какой-то жидкостью или газом. Не знаю, что также для торпед.
Лично я неоднократно видел и близко рассматривал устройство цистерн, прибывающих с кислородом, который использовался в Близно.
Кислород прибывал из Берлина и Дахау.
Испытание в 1944 году проводилось почти ежедневно с 8.00 до 17.00 выпускались по 5-7 торпед, со второй половины июля Близно начали эвакуировать, полностью закончив эвакуацию 4 августа.
При эвакуации я видел лично на ст. Кохановка пусковое приспособление, которое из себя представляет следующее: лоткообразную устанавливаемую на бетоне раму, примерно, следующих габаритов: длина - 14 метров, ширина - по диаметру торпеды, толщина направляющих стенок - 40 см., имеет три гнезда, для лежания торпеды служащих одновременно для скрепления установки, при укладе торпеда выступает своим передним краем до 2-х метров, стенки с желобами внутри для направления полёта, после укладывания в пусковое приспособление специальными приборами торпеда заряжается кислородом.
Как мне говорили, положительных результатов в испытании торпеды немцы не добились.
Всё записано с моих слов правильно
и мне зачитано.
Подпись - Галковский Ян.
Допросил: Зам. Нач. РО штаба
60 армии майор - (Говзман)
Военный переводчик
старший лейтенант а/с - Романовский.
29.8.44г.
Верно:
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 545. Л. 33-34.
Заверенная копия. Машинописный текст.
№ 3. Показания жителей деревни Нивиска о работе полигона Близна
1. Показания жителя деревни Нивиска Горчаковского Ивана Лукича.
Я в период 1943-44 гг. работал на железной дороге Пусткув-Коханувка. Я находился в сентябре месяце в 15 км от Нивиски, когда увидел в воздухе полёт необычайного тела - ракеты, с огнём на полёте и гудящего, как гром (похоже по звуку на "Катюшу").
Затем я услыхал громкий звук - взрыв, упавшей торпеды. При этом вылетели все окна и черепица с крыши. После падения торпеды появился немецкий самолёт, осмотрел место падения и затем ночью все остатки были вывезены.
К изгороди в районе Близна немцы не допускали на 3 км. Кто появлялся - арестовывался.
2. Показания жителя деревни Нивиска Харата Франчишека.
В апреле месяце (14 числа) я находился в деревне. Я видел своими глазами полёт самолёта-снаряда. Он летел со страшным шумом, похожим на непрерывный гром. На полёте сзади самолёта был виден огонь, а за ним дым - белое облако. Когда летел самолёто-снаряд, то от звука при полёте дрожали окна в домах. Потом недалеко от деревни самолёто-снаряд закачался и упал боком на крыло... При падении полчаса он лежал на земле и горел, а затем произошел взрыв. Немцы прибыли к месту падения лишь после обнаружения места при помощи самолёта, появившегося из района Близна. Во время взрыва в деревне Нивиска полетели окна, крыши домов, пристроенные лестницы и т.п. После взрыва приехали немцы и подобрали все осколки. Полёт был на высоте приблизительно 200 метров.
Кроме этого я сам видел полёт таких самолёто-снарядов над деревней в направлении м. Кольбушова, Авергув. В день разрыва по указанному направлению проходили ещё над головой 6-7 штук таких самолёто-снарядов. А в следующие дни, после разрыва над деревней пролетали торпеды, но уже все без крыльев. Полёт их был высокий.
Подпись.
3. Показания гр. Душень Юзефа из д. Нивиска.
При падении самолёта-снаряда близ деревни Нивиска я стоял поодаль - метров 200. Я видел сначала удар самолёта-снаряда о землю, затем он поднялся, пролетел метров 30, закачался и вновь упал, продолжая гореть на земле, но уже без шума. После этого через полчаса произошёл взрыв большой силы. В этот момент уже полиция прибыла. Я сам видал, как одного немца, стоявшего на 100 метров в момент взрыва опрокинуло (он ехал на велосипеде).
На месте первого падения имеется сигарообразная воронка длиной 7 метров и диаметром в наибольшем месте - 2 метра, затем в 27 м. воронка окончательного падения и взрыва.
Житель села Нивиска - подпись.
Опрос жителей производил
инженер-майор Соркин.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 545. Л. 35-36.
Заверенная копия. Машинописный текст.
№ 4. Из Отчета Особого комитета при Совете министров СССР о немецкой реактивной технике (апрель 1946 г.)
[...]
Немецкое реактивное вооружение
После окончания войны Особым Комитетом была создана комиссия для сбора и изучения материалов по немецкому реактивному вооружению.
В состав комиссии вошли крупные советские специалисты - представители всех заинтересованных министерств: авиации, сельхозмашиностроения, вооружения, электропромышленности, судостроительной промышленности, машиностроения и приборостроения, химической промышленности и Министерства вооруженных сил.
Были широко обследованы центры немецкой реактивной техники, как в самой Германии, так и в Чехословакии и Австрии.
Обследованием институтов, фирм, полигонов и организаций, занимавшихся развитием реактивного вооружения, было установлено, что большинство объектов, стендов, образцов и материалов немцы уничтожили, а часть материалов спрятали в различных местах. [...]
Характер проведенных в Германии работ по реактивному вооружению был выявлен в результате обработки и систематизации отдельных собранных документов и данных, опроса немецких специалистов, детальными и многочисленными обследованиями и поисками.
Собранные документы, образцы, материалы и описания свидетельствуют о том, что немцы в области реактивных средств борьбы вели большую по своим масштабам работу. Проектированием, изготовлением и испытанием реактивного вооружения интенсивно занималось большое число научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, фирм и полигонов, которые представляли собой мощные организации, с хорошо оборудованными лабораториями и стендами и с значительным количеством специалистов высокой квалификации.
Реактивный институт в Пенемюнде имел до 25 специально оборудованных первоклассных стендов, аэродинамическую, химическую, физическую и другие лаборатории. В конструкторском бюро института работало до 1500 инженеров. Площадь помещений института составляла 250 тысяч кв. метров. Реактивная испытательная станция в Пенемюнде имела прекрасно оборудованные экспериментальные цеха и лаборатории, и на ней работало до 500 инженеров. Площадь, занимаемая испытательной станцией, равнялась 100 тысячам кв. метров. [...]
Проведение широких научно-исследовательских и опытных работ позволило немцам получить результаты, являющиеся новейшими достижениями в мировой технике.
Были отработаны и освоены в производстве мощные жидкостные реактивные двигатели и ряд новых рецептур жидкого топлива, что позволило создать снаряд Фау-2 с дальностью стрельбы около 300 км и открыло возможности разработки снарядов с еще большими дальностями и создания реактивных самолетов со скоростями до 1000 км/час.
Немцы широко применяли гироскопическую стабилизацию реактивных снарядов, разрешили проблему управления снарядами по радио и практически приступили к созданию самонаводящих на цель снарядов.
Сверхдальнобойные реактивные снаряды
Начало применения мощных дальнобойных ракет относится к 1944 г. К этому времени немцы освоили серийный выпуск самолетов-снарядов Фау-1 с воздушно-реактивным двигателем и применили их для обстрела Лондона.
Дальнейшим крупным шагом вперед в создании сверхдальнобойных реактивных снарядов явился выпуск и боевое применение Фау-2. Можно сказать без преувеличения, что снаряд Фау-2 является исключительным достижением современной техники. Имея максимальную скорость 1500-1600 м/сек. и высоту полета до 100 км, ракеты Фау-2 не могут быть поражены современными средствами защиты. [...]
Управляемый снаряд Фау-2
Управляемый снаряд Фау-2 предназначался для сверхдальной стрельбы по объектам большой площади.
Длина снаряда - 14000 мм
Диаметр - 1650 мм
Полный вес - 12,5 тн
Вес взрывчатого вещества - 1 тн
Дальность полета около - 300 км
Наибольшая высота полета - до 100 км
Максимальная скорость - 5700 км/час.
Снаряд имеет двигатель, работающий на спирте с жидким кислородом и создающий тягу в 25 тонн. Мощность, развиваемая этим двигателем при максимальной скорости полета, составляет 500 тысяч лошадиных сил.
Пуск Фау-2 производится с небольшой горизонтальной площадки без особых пусковых устройств. С земли снаряд поднимается вертикально, а затем автоматически действующая аппаратура направляет его по заданному курсу на цель. Подача горючего и окислителя в двигатель производится мощными турбонасосами. Пар для турбины образуется в результате смешения перекиси водорода с перманганатом натрия. В нужный момент подача горючего в двигатель автоматически прекращается специальными приборами, установленными в ракете и действующими автоматически или по радиосигналу с земли.
Снаряд Фау-2 был полностью отработан, изготовлялся крупными сериями и применялся против Англии.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 1296.
Л. 4-6, 10-11
Подлинник. Машинописный текст.
- 1. Туз А. Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики. М., 2020. С. 802-803, 806.
- 2. Орлов А.С. Секретное оружие Третьего Рейха. М., 1975. С. 34-35.
- 3. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2005. С. 218-220, 222-228, 247-248.
- 4. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 127. Д. 544. Л. 169-172.
- 5. Постановление ГКО СССР N 7590. - РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 373. Л. 48-51.
- 6. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 414. Л. 107; Д. 418. Л. 1-2; Д. 419. Л. 46; Д. 421. Л. 25-26, 169-170; Д. 426. Л. 27; Д. 429. Л. 23; Оп. 4. Д. 18. Л. 22.
- 7. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 2. Д. 151. Л. 1-4.
- 8. Федоров Петр Иванович (1898-1945) - генерал-майор инженерно-авиационной службы (1942), кандидат технических наук.
- 9. Город на юго-востоке Польши. Далее перечислены близлежащие населенные пункты.
- 10. К строительству были привлечены заключенные близлежащего концлагеря Пусткув.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем