Пролетая по околоземной орбите над континентами, Юрий Гагарин едва ли мог предположить, что в ближайшие три года посетит пять из них. Его космическая миссия завершилась, началась земная "Миссия мира". Ослепительная гагаринская улыбка стала главным оружием советской культурной дипломатии.
Космический козырь Хрущева
26 апреля 1961 года Президиум ЦК КПСС вынес постановление "О мерах по дальнейшему ознаменованию и популяризации первого полета советского человека в космос"1. "Пиар-кампанию" сообща разрабатывали Министерство обороны, Комитет госбезопасности и Министерство иностранных дел. Эта "тройка" вела тонкую дипломатическую игру: каждая зарубежная командировка майора Гагарина должна была приносить максимум политических дивидендов.
Только весной-летом 1961-го космонавт №1 посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Англию, Польшу, Кубу, Бразилию, Канаду и Венгрию (а всего за три года Юрий Алексеевич объездит более 20 стран). Но, как свидетельствуют недавно рассекреченные документы ЦК КПСС, гвоздем программы должен был стать визит Гагарина в США.
Земной расчет Кеннеди
В руководстве США, однако, не разделяли всемирного ликования и "гагариномании". На 28 апреля 1961 года был запланирован запуск американского "Меркурия" с астронавтом на борту. И хотя Кеннеди, соблюдая приличия, 12 апреля отправил Хрущеву сдержанное поздравление, приглашать советского майора - живой символ поражения США в космической гонке - президент не спешил. 3 мая председатель КГБ А. Шелепин докладывал в ЦК: "По поступившим достоверным сведениям, правительство Кеннеди рассмотрело вопрос о возможности направить первому советскому космонавту Ю.А. Гагарину приглашение посетить США и пришло к выводу, что этого делать не следует"2.
Советские спецслужбы не собирались так просто отказываться от чрезвычайно выгодной для СССР политической акции. Действовать решили через общественные организации и "отдельных прогрессивных деятелей". Пригласить в Штаты советского космонавта вызвался Джеймс Хэгерти - бывший пресс-секретарь президента Д. Эйзенхауэра, вице-президент крупнейшей американской радиотелевизионной компании ABC с аудиторией в 20 млн телезрителей. Почуяв, что пахнет сенсацией, Хэгерти с азартом принялся за организацию визита.
18 мая он телеграфировал в Советский Союз:
"Майору Юрию Гагарину.
Академия наук, Москва, СССР.
Как вице-президент компании ABC, возглавляющий отдел последних известий и особых событий, я делаю Вам приглашение выступить по программе, которая будет транслироваться всей национальной телевизионной и радиосетью компании ABC. Ввиду подавляющего научного и публичного интереса к Вашему историческому полету в космос, ABC крайне желает представить Ваш личный рассказ об этом полете американскому народу. ABC готова предоставить для Вашего выступления перед американским народом наилучшее время для телезрителей и радиослушателей по более чем 250 телевизионным и 375 радиостанциям в США...
Я лично готов прибыть в Москву для детального обсуждения этого вопроса..."3.
Шелепин рекомендовал скорее уладить формальности с американским телевидением и воплотить задуманное. Однако в ЦК медлили, вероятно, в преддверии встречи Хрущева с президентом США в Вене, которая должна была определить вектор дальнейших советско-американских отношений.
А тем временем "достоверные источники сообщали Шелепину "об усилении в США пропагандистской кампании, инспирируемой правительством США, по рекламированию результатов полета Шепарда"4.
Бойкот майора Гага
Несмотря на то что суборбитальный полет астронавта был откровенно неудачным - он длился всего 15 минут 28 секунд, а ракета даже не достигла орбиты, американская пресса развернула откровенно антигагаринскую кампанию. Популярный журнал "Лайф" восторгался: "Пусть он и летел не так далеко, быстро и высоко, как российский Юрий Гагарин, зато он контролировал полет своей капсулы [...] космонавт Гагарин, по-видимому, был пассивным пассажиром в автоматически управляемом корабле"5. "Тайм" пошел дальше: "Шепард оправдал надежды Соединенных Штатов и всего свободного мира в темные времена. Пламя его ракеты осветило темный горизонт холодной войны"6. Британская "Дэйли Телеграф" договорилась до абсурда: "Технически американцы стали вторыми. Но с моральной точки зрения кубок первенства принадлежит им..."7.
Выступление обаятельного "майора Гага" - как окрестила Гагарина американская публика - по национальному телевидению США могло играючи свести на нет все усилия пропагандистской машины. 8 июня, изложив все доводы в ЦК, Шелепин настаивал на скорейшей организации командировки советского космонавта. Но ЦК постановило "отложить рассмотрение вопроса", что по факту означало отказ. Причина лежала на поверхности: накануне, 4 июня, состоялась провальная встреча лидеров в Вене, загнавшая советско-американские отношения в тупик...
Неудача американского проекта с лихвой окупилась триумфальным визитом Гагарина в Англию 11-15 июля. Могущественная капиталистическая держава приняла советского космонавта с распростертыми объятьями. Весь мир наблюдал, как "небесного гостя" одинаково восторженно встречают и манчестерские рабочие, и Ее Величество королева.
На пресс-конференции корреспондент BBC поинтересовался, какие страны намеревается посетить герой, на что Гагарин заметил: пригласили многие государства, но только не Америка.
P.S. Юрий Гагарин посетит США лишь однажды, 16 октября 1963 года. Залетит на короткую встречу с генеральным секретарем ООН и 40-минутную пресс-конференцию вместе с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой по пути из Мексики в ГДР8.
1. РГАНИ. Ф.3. Оп. 47. Д. 310. Л. 6. Выписка из протокола 325 заседания Президиума ЦК от 26 апреля 1961 г.
2. Там же. Л. 62. Записка Шелепина в ЦК КПСС от 3 мая 1961 г.
3. Там же. Л. 61. Телеграмма Дж. Хэгерти в АН СССР.
4. Там же. Л. 59. Записка Шелепина в ЦК КПСС от 8 июня 1961 г.
5. Life. 1961. 12 may. Vol. 50 N 19.
6. Time. 1961. 12 may. Vol. LXXVII. N 20.
7. Ibid.
8. Там же. Л. 160. Постановление Президиума ЦК КПСС от 10 октября 1963 г. о посещении Терешковой и Гагариным ООН.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем