Почему после окончания Гражданской войны в Крыму новая советская власть расстреляла амнистированных белогвардейцев? Были ли неизбежны репрессии и террор после исхода армии Врангеля с полуострова? Ответы на эти вопросы появляются после снятия Федеральной службой безопасности грифа секретности с отчета о работе Крымской чрезвычайной комиссии за первый год советской власти.
Налет на тюрьму в Ялте
96 страниц текста и сводные таблицы к нему впервые так подробно освещают происходившие в Крыму события с точки зрения новой власти и объясняют ее реакцию на быстро меняющуюся обстановку.
В самом деле, то, как прожил полуостров свой первый год в новом качестве, можно скорее назвать продолжением Гражданской войны, но уже без линии фронта.
По данным КрымЧК, в это время в республике действовали около 20 банд численностью от 20 до 170 человек. Самыми дерзкими и отчаянными отрядами руководили офицеры-белогвардейцы. После стремительного исхода армии Врангеля в Крыму осталось огромное количество брошенного оружия и амуниции, так что все банды были хорошо вооружены: помимо винтовок, револьверов и гранат во многих отрядах наличествовали пулеметы Люис. Некоторые отряды формировали по национальному принципу, другие носили интернациональный характер. Часть из них действовала на всей территории полуострова вплоть до Джанкоя, но укрываться предпочитали в горнолесной части Крыма, в районе Ангарского перевала, Алушты и Ялты, Феодосии, Байдарских ворот, Бахчисарайского района.
Некоторые отряды были настолько хорошо организованы, что в них числились даже собственные сестры милосердия. В 1921 году, со второй половины апреля, когда в Крыму становится по-настоящему тепло, почти повсеместно активизируются и летучие отряды. От одиночных вылазок и грабежей на дорогах они переходят к широкомасштабным операциям, больше напоминающим военные действия.
"Дело дошло до того, что бандиты сделали налет на тюрьму в Ялте", - сообщается в отчете Крымской ЧК.
Действуя партизанскими методами, налетчики взорвали железнодорожную ветку Симферополь - Севастополь. В Симеизе, куда чекисты отправились с проверкой, завязался настоящий бой. В перестрелке погибли пять членов алуштинского особого отделения, прибывшие в составе отряда чекистов. Бандиты оттеснили противника к одному из зданий санатория, и только появление броневика и ответный пулеметный огонь вынудили их ретироваться. Чекистам пришлось вызывать на подмогу вооруженный отряд пехотных курсантов из Ялты, чтобы нейтрализовать эту банду. В деревне Саблы (Партизанское) под Симферополем атаман отряда Захарченко, родом из этого села, расстрелял пятерых местных активистов Сельревкома, а само здание забросал гранатами.
Из документов, изъятых у убитых боевиков, стало понятно, что готовится вооруженный захват Бахчисарая.
"Самые серьезные банды были руководимы штабс-капитаном Мамуладзе, ротмистром Глязером, поручиком Спаи и другими", - сообщается в документе Крымчека.
Амнистия бесполезна
19 января 1921 года руководить КрымЧК прибыл полномочный представитель Москвы Станислав Реденс. Под его руководством органы ЧК в Крыму только создавались. Хаос в это время царил и в гражданских, и в карательных органах новой власти. Чего стоит один только термин "выподваливание", который широко применяют к классовым врагам и к своим. Как признает автор отчета, многие чекисты расценили назначение в Крым как своего рода почетную пенсию за их прошлые боевые заслуги на фронтах Гражданской. В августе 1921 года Реденса сменил Александр Ротенберг. Понимая, что сражаться с мобильными отрядами в горах крайне сложно, а порой просто невозможно, советская власть в Крыму 1 мая 1921 года объявила амнистию для всех, кто спустится с гор, добровольно сдаст оружие и встанет на учет. Однако эта мера, по мнению автора отчета, не возымела никакого эффекта.
"Первомайская амнистия не дала желаемых результатов, - сообщается в документе. - Всего спустилось с гор и зарегистрировалось в ЧК три офицера. Активность банд не только не уменьшилась, а наоборот увеличилась".
Только в мае и только в районе Чатырдага произошло около 60 бандитских налетов. Бандиты, не стесняясь, нападают даже на воинские части, констатируют чекисты. На Суздальской дороге была обстреляна пулеметная команда II пехотного полка. В Керчи напали на Брянский завод, но нападение было отбито. Спустя два месяца новая власть идет на соглашение с одной из самых крупных и опасных банд полуострова. 3 июля в Алупке, по инициативе полномочной комиссии по делам Крыма при ВЦИК и Совнаркоме, с командиром зеленых штабс-капитаном Мамуладзе, командиром конного корпуса Алешиным и его адъютантом Грозным был подписан договор об условиях амнистии. Члены отряда Мамуладзе брали обязательство не воевать против советской власти, а если пожелают продолжить воинскую службу, то смогут это сделать в рядах Красной армии под началом своего командира. На две недели объявлялось перемирие, чтобы выяснить, кто пойдет на мировую с новой властью. На этот срок приостанавливалось вынесение приговоров по всем делам бело-зеленых, которые уже сидели в камерах, с обещанием пересмотреть их впоследствии. Те из бандитов, кто пожелал вернуться к мирному труду на своей родине, могли беспрепятственно покинуть Крым. Во время перемирия вчерашние враги даже получали продуктовое довольствие.
"В течение двух недель командиру зеленых Мамуладзе с его штабом в 175 человек довольствие отпускается соответствующими органами советской власти в деревне Фоти-Сала Богатырской волости", - устанавливал пятый пункт договора. Позже чекисты не раз пожалеют об этом.
Перемирие как передышка
Для борьбы с бандитизмом создается Особый оперативный штаб, широко практикующий заложничество. Всего, по данным годового отчета, за 1921 год в Крыму был расстрелян 461 человек, из них за контрреволюцию или бандитизм - 326.
К слову, понятие "концлагерь" встречается в тексте отчета многократно как термин, не нуждающийся в разъяснениях. Очевидно, что это понятие, как и сама форма наказания, к тому времени существовали уже давно.
Вторая амнистия 1921 года была объявлена в октябре. Амнистированные, по мнению чекистов, используют ситуацию лишь для передышки и снова возвращаются в горы, берут оружие, продолжают сопротивление новой власти и бандитизм.
"Продленная по постановлению Крымской областной конференции РКП амнистия не дала ожидаемых результатов, и пришлось констатировать, что по амнистии явились в большинстве лица, большей частью мелкие фигуры из тех элементов, которые преимущественно только пассивно способствовали бело-зеленым бандам, - констатируется в отчете. - Созданная благодаря этому запинка в работе органов, ведущих борьбу с бандитизмом, в значительной мере способствовала его укреплению и росту".
За нарушение договора многие амнистированные впоследствии были расстреляны или погибли в ходе спецопераций ЧК. К концу 1921 года самые крупные банды на полуострове либо сложили оружие, либо были уничтожены. Советская власть укреплялась повсеместно.
Между тем
Академик Вернадский, рискуя жизнью, выдал студенческие билеты Таврического университета, ставшего Крымским имени Фрунзе, 200 офицерам-врангелевцам, не успевшим на последний корабль, покидавший полуостров. Смертная казнь грозила за гораздо меньшую провинность. Достаточно сказать, что в стенах университета была выявлена группа студентов, призывавших к сохранению "единой и неделимой России" и созыву Учредительного собрания. Все они были приговорены к расстрелу, замененному, однако, пятью годами концлагеря ввиду амнистии.
Справка "РГ"
Станислав Реденс возглавивший крымский ГубЧК в январе 1921 года, снова вернулся в Крым в апреле 1923 года, став председателем ГПУ Крымской АССР. В ноябре 1938 года был снят с поста наркома внутренних дел Казахской ССР, обвинен в шпионаже в пользу Польши, расстрелян 12 февраля 1940 года. Реабилитирован в 1961 году.
Александр Ротенберг - фармацевт по образованию, в 1923 году ушел из органов, продолжил работу на различных хозяйственных постах. В 1943 году парткомиссией Главного политуправления РККА был исключен из партии. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем