Вопрос: зачем в марте 1922 года надо было восстанавливать Пушкинский заповедник? Что с ним такое произошло?
Ответ не менее интересен. В феврале 1918 года усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское были разграблены и сожжены. Кто же надругался над русской культурой: иноземный враг, коварный предатель, безумец? Нет. Пушкинские дома сожгли и разграбили местные крестьяне, ведомые революционными помыслами. Есть поразительные свидетельства этого классового хамства. "Окаянные дни" великого Ивана Бунина по сравнению с ними - образцы салонной прозы.
Вторую смертельную рану заповеднику нанесли фашисты. Они уничтожили здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повредили могилу Пушкина (сволочи!), искорежили ансамбли усадебных парков. Но главное их достижение состояло в том, что они все заминировали: поставили и зарыли четырнадцать тысяч мин и тридцать шесть фугасов. Три мины сюрприза с химическими взрывателями эти технические интеллектуалы, соотечественники Бетховена и Гете, заложили в основание памятника Пушкину.
Такое с позволения сказать "хозяйство" и досталось в 1945 году нашему великому музейщику, фронтовику Семену Степановичу Гейченко. Под его руководством и при его деятельном участии оживал заповедник, постепенно возвращаясь к тому, чем был он для Пушкина - местом ссылки, творческого уединения, высокого одиночества, как говорил Боратынский.
И, когда не стало Семена Степановича, в заповедник пришел его ученик Георгий Василевич, сохранивший главное из сделанного Гейченко, но сделавший это место европейского класса ландшафтным музеем.
Заповедник помнит все: и революционную разруху, и фашистское хамство, и долгое лечение, когда заботливым доктором Михайловского был Семен Гейченко, и ежедневное охранение Пушкинского пейзажа от посягательств современного отечественного хамья.
Они сохранили это место. И теперь оно нуждается в нашей помощи.
Нужно установить и открыть в поселке Пушкинские Горы памятник Семену Степановичу Гейченко - нашему легендарному музейщику, гению этого места. Нужно, однако не можем пока.
Вот строчки из письма 2022 года Георгия Николаевича Василевича, нынешнего директора заповедника:
"Открыть памятник 17 марта мы не успеем, поскольку из 7,2 млн рублей удалось собрать лишь 3,5 млн. Предстоит найти средства, чтобы оплатить часть работ по созданию памятника, по устройству каменного постамента, перевозке и установке скульптуры, выплатить гонорар скульптору. Учитывая все обстоятельства, ближайшая дата, когда может состояться открытие памятника, - во время Пушкинского праздника поэзии 4 июня".
Автор, скульптор Юрий Викторович Злотя, тем не менее осуществил отливку в долг, памятник существует. Но пока не установлен на том месте, где должна быть увековечена память того, кто вернул нам память о Пушкине.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем