В 2022 году рубрика "Мифы Родины" остается площадкой для острых и актуальных дискуссий ученых и педагогов, политиков и писателей, краеведов и архивистов о мифах и правде Истории. Миф сохраняет от забвения далекие события, позволяя нам воспарить над прошлым и оценить его с высоты современных знаний. "Миф есть чудо!" - сказал выдающийся философ, автор знаменитой книги "Диалектика мифов" Алексей Лосев (1893-1988).
О нем - размышления нашего колумниста.
Можно провести всю жизнь в стране, стоящей на крайностях, на мифах, пытаясь громко об этом говорить. Можно сделать так, что вас заставят замолчать, в раннем возрасте замолчать, когда вы полны сил, но вы все равно будете писать в стол, ужасаясь, но мыслить и заполнять его рукописями, потому что иначе вы просто не сможете жить.
В 1930 году Алексей Лосев, знаменитый в будущем русский философ, был в 37 лет посажен на Лубянку, а потом отправлен в лагеря, потому что власть не смогла вынести его книгу "Диалектика мифа" и дополнения к ней. Власть и жену его, Валентину Михайловну, 33 лет, вынести не смогла, отправив ее вслед за мужем.
"Реакционер, мракобес, апологет"...
Вряд ли могло быть иначе. В государстве "диктатуры пролетариата", в самом начале большой кампании репрессий, в подцензурной книге было сказано, длинно, но ясно, что "социализм, т. е. материалистически-общественная стихия, данная в аспекте своего алогического, бесформенного, сплошного стремления, есть анархизм"1. И еще сказано: "...Все бывшие и настоящие формы социализма, и "утопического" и "научного", есть всецело мифология"2.
Лосева что, любить за это будут?
"...Учение о всеобщем социальном уравнении... несет на себе все признаки мифологически-социального нигилизма"3. "...С точки зрения христианства социализм есть также сатанизм"4. Ну и так далее.
Хорошо, что не расстреляли, не сгноили. Но как же ему было написать иначе, когда сама жизнь вокруг буквально кричала о мифологии, о мифологичном сознании. "С точки зрения коммунистической мифологии, не только "призрак ходит по Европе, призрак коммунизма" (начало "Коммунистического манифеста"), но при этом "копошатся гады контрреволюции", "воют шакалы империализма", "оскаливает зубы гидра буржуазии", "зияют пастью финансовые акулы" и т. д. Тут же снуют такие фигуры, как "бандиты во фраках", "разбойники с моноклем", "венценосные кровопускатели", "людоеды в митрах", "рясофорные скулодробители"... Кроме того, везде тут "темные силы", "мрачная реакция", "черная рать мракобесов"; и в этой тьме - "красная заря" "мирового пожара", "красное знамя" восстаний... Картинка! И после этого говорят, что тут нет никакой мифологии"5.
Из него самого стали делать миф.
"Последняя книга этого реакционера и черносотенца... "Диалектика мифа"... является самой откровенной пропагандой наглейшего нашего классового врага"6. "Идеалист - реакционер, мракобес, некий профессор Лосев"7. "Никогда идеализм не выступал в столь реакционной, претенциозной и воинственной форме, как теперь в лице Лосева"8. "Его мракобесие тем более велико, что его устами глаголят господствующие классы былой России..."9. "Лосев является философом православия, апологетом крепостничества и защитником полицейщины"10.
Ну и так далее - именно в то время, когда машина подавления инакомыслия развертывается в полную силу.
Как он смог выжить? Как его не перемолола "диктатура пролетариата"? Случайность? Многолетнее молчание? 23 года (1930 - 1953)11 - ни одной статьи, ни одной опубликованной страницы для человека, который не мог не писать.
... и кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Вот азбука его жизни. Прожил 95 лет, три изданных восьмикнижия, "восьмеричный путь"12, тысячи страниц текстов, 1930 год - арест, 4,5 месяца в одиночке, 17 месяцев - во внутренней тюрьме Лубянки, еще год (1931 - 1932) - в лагерях, 1935 - 1940 годы - запреты на занятия философией, вытеснение в античную эстетику и мифологию, в преподавание древних языков.
Изгнания, увольнения, проработки - и "глубокий вход", как одного из авторов, в "Философскую энциклопедию", его личная, многотомная "Истории античной эстетики", его книги о Платоне, Аристотеле, Гомере. Не сосчитать идей и текстов.
Нарастающая слепота со времен лагерей, когда писать - это значит диктовать накопленные, написанные внутри себя страницы.
Его жены, его хранительницы, одна - безвременно ушедшая, другая - сохранившая, нашедшая каждую его уцелевшую строчку.
Сотни его ценящих людей.
Три разгрома написанного (1914, Германия; 1930, арест; 1941, гибель дома на Арбате, прямое попадание бомбы).
И глубокая вера - в Бога и в мысль, вечно меняющуюся, прихотливую человеческую мысль.
В жизни Алексея Лосева, начавшейся "при царе" (1893 г.) и закончившейся при "перестройке" (1988 г.), есть свое торжество - ее признание как общей, всечеловеческой ценности, всеобщее признание ее спецами, философами, и даже признание государством в самой фантастической форме. Его, всю жизнь находившегося под атакой людей государевых, всю жизнь оттесняемого от философии, наградили в 90 лет, в 1983 г. орденом Трудового Красного Знамени "за многолетнюю плодотворную подготовку философских кадров"13.
"То" государство и фантасмагория - едины.
"Я сослан в ХХ век..."
Но что же взять у Лосева, великого русского философа, для нашего обыденного взгляда на мир, когда у каждого он - свой? Что взять для нашей ежедневной философии? Может быть, то, что жизнь пронизана мифами? Что часто мифы, выдумки, фантазии подаются нам, как факты жизни? Что наше общее и частное сознание пропитано ими, как вата водой? И даже избавление от одних мифов означает лишь то, что мы начинаем мыслить другими, не обладая знанием, не имея доступа к общим и надежным фактам, которые также могут оказаться мифами?
Для одних "взять у Лосева" - это истинная вера, идеализм. Лосев был человеком глубокой и сердечной веры, человеком православия, тем, кто принял тайный монашеский постриг в 1929 году, тем, кто проповедовал Имя Божье как сущее, как имяславие. Он же (грубо, из воздуха фабриковался миф) - "теоретик и идейный вождь контрреволюционного движения имяславцев", "идейный центр для церковно-монархических активно-антисоветских формирований"14. Пусть будут прокляты те, кто создавал расстрельные выдумки!
Для других у Лосева - возможность увидеть жизнь не только в фактах, но и в мифах, и, тщательно отделяя их от фактов, отбрасывая факты, оказавшиеся мифами, гораздо лучше понимать тот механизм причин и следствий, который ведет к выживанию или гибели человеческих сообществ. Двоичность мира, мифы против фактов - это отличный способ осуществлять "системный анализ", позволяющий понять, что происходит с Россией, что нами унаследовано, какие силы нами движут, и что, в конечном счете, с нами может произойти.
Что еще взять у Лосева? Его понимание жизни, полностью погруженной в переплетенное с мифами общество, - как бытие внутри общественного сознания, которое Лосев назвал "мифологичным". Как антитезу нашей собственной жизни, когда то, что с ним происходило, можно сравнить с жизнью своей. "Я сослан в XX век, в определенную социально-историческую эпоху... мне навязана борьба, которая мне чужда и непонятна и в которой обе стороны для меня одинаково неприемлемы"15. Таким было каждое десятилетие 1920-х - 1980-х.
Каждое его десятилетие!
Миф о мировой победе социализма...
1920-е годы. Миф о неизбежной "мировой революции", Мировая Социалистическая Советская Республика, когда задача - "... беспощадное подавление эксплуататоров, установление... победы социализма во всех странах"16.
Это выдержка из Конституции РСФСР 1918 года. А вот кусок из Конституции СССР 1924 года: "Новое союзное государство... послужит... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику"17.
"Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови - Господи, благослови!". Помним - Блок, 1918 год. Ожидания неизбежного, всеобщего, мирового социалистического преобразования, "пролетарии всех стран, соединяйтесь!", ресурсы, отдаваемые этому 70 с лишним лет, - всем этим пронизано мироощущение тех, кто жил в СССР. Будущему "мировому социализму" учили, его ждали, ему посвящали целые жизни.
Сталин, 1928 год: "Наша революция является частью мировой революции, базой и инструментом мировой революции"18.
1961 год, Программа КПСС: "Мировая капиталистическая система в целом созрела для социальной революции пролетариата"19.
А чем закончили?
1991 г. "Председатель Компартии Финляндии (единство)... обратился к нам в связи с крайне тяжелым материальным положением партии... "Внешэкономбанк" задерживает выплату долгов контролируемому друзьями полиграфическому концерну.... Если в ближайшие дни задолженность не будет погашена, то это приведет к банкротству и концерна, и КПФ(о), поскольку вся материальная база друзей, включая личную собственность руководителей партии, заложена в банках..."20.
А вот еще один миф - о кризисе капитализма, о скором и неминуемом его конце.
... и неминуемой гибели капитализма
Все 70 с лишним лет "диктатуры пролетариата" и социализма сопровождались внедрением в массовое сознание представлений о том, что капитализм вот-вот умрет, и некуда ему деться.
1928 год. "Эпоха империализма есть эпоха умирающего капитализма"21.
1929 год. "Мировой кризис будет иметь... губительные для капитализма последствия"22.
1954 год. "Общий кризис капитализма есть всесторонний кризис мировой капиталистической системы в целом... В его основе лежит всё более усиливающееся разложение мировой экономической системы капитализма... Общий кризис капитализма охватывает целый исторический период, содержанием которого является крушение капитализма и победа социализма во всемирном масштабе"23.
1961 год. "Империализм вступил в период заката и гибели. Неотвратимый процесс разложения охватил капитализм от основания до вершины"24.
1981 год. "...Происходило дальнейшее обострение общего кризиса капитализма"25.
Капитализм не скончался, а неминуемая победа социализма и даже коммунизма так и не наступила. Этот миф о грядущей победе распространялся 70 с лишним лет. Что же имеем на самом деле? Вместо "ликвидации капиталистического строя в большой группе стран"26 - наоборот, его распространение, в том числе в России. Вместо "развития и укрепления мировой социалистической системы"27 - наоборот, ее разрушение. Вместо того, чтобы превзойти в 1961 - 1970 годах "по производству на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма - США"28, наоборот, взяли и многократно отстали.
Миллионы видели это. Единицы, как Лосев, пытались понять и объяснить.
Мифология наших дедов и отцов
Вся история советского периода усеяна мифами.
НЭП - прибежище кулаков и нэпманов.
Миф о вредителях, шпионах и врагах народа.
Коллективизация - как выдающийся успех.
Классовая борьба только обостряется. "Вышибем кулаков из колхозов!"
Индустриализация - наш успех (ни слова о массовых поставках оборудования и технологий из США).
Индустриализация - марш энтузиастов (о лагерной экономике - ни слова). Денежная реформа - одолеем спекулянтов.
Социализм - это сталинские снижения цен.
Безродные космополиты - повсюду!
"Подлые шпионы и убийцы - под маской профессоров - врачей".
К нам проникает низкопоклонство и раболепие "перед иностранным"!
Вся наша жизнь - расцвет под мудрым руководством.
"Партия - наш рулевой", "в бурях крепка, как скала".
Всё у нас - бесплатно.
Всё у нас - лучшее в мире.
Лучше нас никто не живет.
"Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин будет жить".
Когда внимательно рассматриваешь пространство этих образов, хочется еще раз громко сказать: "Какое же всё это - мифологичное сознание, чем только не напичканное, напичканное с детства, с молоком матери, втертое в сознание так, что потом никак не избавишься! Мало чем, в общем-то отличное, от сознания древних греков или римлян, или средневековых людей, или даже просто современного человека, в мозгу которого тоже россыпи мифов и предубеждений". А список мифов всё продолжается и кажется бесконечным.
Миф о быстрой, победоносной, с малыми потерями войне на территории врага.
Миф о неизбежной победе коммунизма.
"Самое прекрасное - советский человек"29.
Новая историческая общность - советский народ (рассыпался в 1991-м).
А вот и культ.
"Строитель (неутомимый), продолжатель (гениальный), учитель (мудрый) и вождь. Теоретик (гениальный). Организатор (великий). Вдохновитель. Гений (полководческий). Любимый. Ты вложил мудрость (свою), энергию (неукротимую), волю (железную). Возглавил. Воодушевил. Поднял всех. Принес победу. Все грядущие поколения будут славить имя (твое). Спаситель цивилизации. Зажег в сердцах. Великий корифей науки. Твои труды освещают путь. Зодчий (великий). Имя - самое дорогое для народа. Имя - символ победы (грядущей). Наш друг (лучший). Наш родной"30.
Что ж, закончим мечтой, нас на ней выкармливали: "К станку ли ты склоняешься, в скалу ли прорубаешься, - мечта прекрасная, ещё неясная, уже зовёт тебя вперед... И звезды наши алые сверкают, небывалые, над всеми странами, над океанами осуществлённою мечтой".
Такими велено нам быть в "Марше энтузиастов".
Но ведь еще была и реальность. Инобытие, как сказал бы Лосев, закончившаяся разрушением и звезд, и станков, и страны.
Читайте Лосева!
А как быть сегодня? Как быть разумному человеку, пытающемуся не утонуть в мифах, и хотя бы как-то проложить путь к своему мышлению, к рациональным решениям, к максимальному избавлению от призрачного, от которого никак не избавиться, ибо любое сознание, ничего не поделаешь, мифологично? Что делать?
Вот один из ответов - "восьмикнижия" Лосева.
Пусть они уютно устроятся прямо перед глазами. Они подарены нам философом - идеалистом, в высшей степени романтиком, прожившим всю жизнь среди мифов, возведенных в космическую степень. Они - его усмешка, его боль, они - его ответ на сумасшедшее бытие. И еще они - верный способ для нас отразить мифы, идущие наводнением каждый божий день.
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к "Диалектике мифа". М.: Мысль, 2001. С. 432.
2. Там же, С. 496.
3. Там же, С. 46.
4. Там же. С. 501.
5. Там же. С. 125.
6. Доклад Л. Кагановича // XVI съезд ВКП (б). Стенограф. отчет. М.-Л.: Госиздат, 1930. С. 75.
7. Там же. С. 271.
8. Гарбер Х. Против воинствующего мистицизма Лосева // Вестник Коммунистической академии. 1930. N37-38. С. 124.
9. Там же. С. 144.
10. Там же. С. 144.
11. Тахо-Годи А. Лосев // ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 506.
12. Троицкий В. О Лосеве. В кн.: Тахо-Годи А. Лосев // ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 499-500.
13. Там же. С. 395.
14. Материалы дела А.Ф. Лосева в ОГПУ. Там же. С. 159.
15. Из разговоров на Беломорстрое // Лосев А. Я сослан в XX век. Т. 1. М.: Время, 2002. С. 432.
16. Конституция РСФСР 1918 г., гл. 2, п. 3. Цит. по: Кукушкин Ю., Чистяков О. Очерк истории Советской Конституции. М.: ИПЛ, 1987. С. 240.
17. Там же. С. 265.
18. Сталин И. Речь на пленуме ЦК ВКП(б) о программе Коминтерна. 5 июля 1928 года // Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998. С. 670.
19. Программа КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 10.
20. Записка В. Ивашко (зам. генсека ЦК КПСС) в адрес В. Павлова (премьер-министр СССР), 5.06.1991. Доступ: архив Гайдара http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/2327.
21. Из проекта программы Коминтерна за подписью Н. Бухарина и И. Сталина от 3.05.1928 // Коминтерн и идея мировой революции. Док-ты. М.: Наука, 1998. С. 630.
22. Расширенный президиум Исполкома Коминтерна. 8-28.02.1930 // Коммунистический интернационал в документах. 1919-1932. М.: Партиздат, 1933. С. 918.
23. Политическая экономия. М.: Ин-т экономики АН СССР, Госполитиздат, 1954. С. 278.
24. Программа КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 25.
25. XXVI съезд КПСС. Стенограф. отчет. Т. 1. М.: ИПЛ, 1981. С.37.
26. Программа КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 29.
27. Там же. С. 29.
28. Там же. С. 65.
29. Комсомольская правда, 6.02.1957.
30. Выдержки из поздравления в адрес И. Сталина от ЦК и Совмина // Правда, 21.12.1949.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем