издается с 1879Купить журнал

Зачем к работе над выставкой о Петре I привлекли криминалистов Следственного комитета

07 апреля 2022

В Москве в Выставочном зале федеральных архивов журналистам показали уже почти готовую историко-документальную выставку "Петр I и его эпоха", посвященную 350-летию со дня рождения царя-самодержца.

250 уникальных экспонатов, среди которых большинство или полностью написаны, или имеют автограф царя. Странный этот почерк, нервный, размашистый, кириллица вперемешку с латиницей, сейчас расшифровывают IT-специалисты Сбера для проекта Российского исторического общества и Росархива "Digital Петр".

Впрочем, к выставке были привлечены не только специалисты по искусственному интеллекту, но и криминалисты.

"Один из самых распространенных мифов о Петре I сводится к тому, что во время его знаменитого заграничного путешествия 1697-1698 годов в России, в первую очередь в старообрядческой среде, стали распространяться слухи о том, что царя в Европе подменили, - рассказывает директор Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Владимир Аракчеев. - И что в Россию приедет не он. Настоящий царь был заточен в бочку и брошен в море-океан, а у нас - самозванец. Потому что только самозванец, с точки зрения старообрядцев, мог рушить основы русской жизни. И как ни странно, этот миф до настоящего времени циркулирует в среде людей, мало осведомленных в истории".

Архив привлек к работе над проектом экспертов Института криминалистики Следственного комитета РФ, которые провели почерковедческую экспертизу писем Петра I, написанных в течение всей жизни: ранних, которые он писал до своего путешествия в Европу, среднего периода - после Полтавы - и позднего. "Выводы экспертов однозначны: почерк, несмотря на определенную эволюцию, принадлежит одному человеку", - заключил директор.

За архивными документами, картами, манифестами встает сложная фигура русского царя со всеми его человеческими слабостями и монаршим величием. Архивисты попытались вдохнуть жизнь в экспонаты, на которых следы большой Истории. "Посмотрите сюда, - тормозит нас у витрины, посвященной личной жизни царя, куратор выставки Наталья Болотина. - Это прядь волос малышки-Елизаветы Петровны, дочки Петра". Их отправила в письме родителям любящая тетушка, сестра Петра I Наталья Алексеевна. Она писала Екатерине I о здоровье царских детей, о посещении ими Чудова монастыря, где девочке отрезали локон. Или другой "детский" документ - впервые посетители исторических выставок смогут увидеть запись о рождении и крещении царевича Петра в разрядной книге. Рядом - небольшой клочок бумаги, на котором придворный лейб-медик начеркал рецепт сиропа для Петруши. А в следующей витрине - свадебный подарок Петру I и его первой невесте Евдокии Лопухиной - "Книга любви знак в честен брак" с изображением новобрачных.

Впрочем, в жизни Петра Великого было много не только любви, но и войны. Одна только Северная длилась 21 год. На выставке можно увидеть Ништадтский договор, заключенный после победы России со Швецией о вечном мире. Один из важнейших документов эпохи, предопределивший дальнейшее международное развитие Европы.

В экспозицию вошли планы и виды взятия Нарвы, сражения при Лесной, Полтавской баталии, письма царя членам семьи о важнейших военных победах, сочинение "Правила сражения"...

Не остался в стороне и актуальный сюжет отношений Москвы и Мазепы. Среди представленных документов трудно пройти мимо Манифеста Петра "Малороссийскому народу" от 28 октября 1709 года, в котором говорится об изменнике гетмане Мазепе, который, нарушив крестное целование, перешел на сторону шведского короля Карла XII - главного врага России. В манифесте царь освобождал малороссов от подчинения гетману и заявлял, что сопротивление шведским войскам является священным долгом всех его подданных.

"Обратите внимание, - опять присоединяется к разговору Наталья Болотина, - везде Петр Алексеевич подписывается "Петр", а здесь он пишет "Царь", чтобы усилить значимость и подлинность этого документа".

Куратор рассказывает, что в РГАДА хранится и присяга Мазепы. Это очень интересный документ, поскольку из него ясно, что гетман клялся на Библии. Преступив присягу, он нарушил не только божеские (клятвопреступление для того времени было хуже, чем любое светское преступление), но и государственные законы, так как, по Соборному уложению 1649 года, измена каралась смертной казнью. "Мазепа не просто перебежал к шведам, он сначала вступил в контакт с польским королем, - прокомментировала Болотина. - Между тем, в присяге он обещал, что не будет "ни с турецким, ни с крымским, ни с прольским". Но, потерпев поражение под Полтавой, вместе с Карлом XII побежал к крымскому хану. В присяге есть его собственная подпись: я Мазепа, гетман запорожский, подписываюсь под этой клятвой".

Новая выставка полна не только побед (одну из них засвидетельствовала запись в походном журнале Петра о закладке "Санкт-Питербурха"), но и поражений, которых великий преобразователь и реформатор России хлебнул полной чашей. Особенно драматично звучат в этом контексте его письма к сыну Алексею: "Мой сын! Ты непослушание и презрение воли моей делал…". Здесь же под стеклом - манифест о лишении царевича Алексея права на престол и холодящие душу вопросы, составленные Петром I для допроса сына… Такова история, без прикрас.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться