издается с 1879Купить журнал

"Батуринская резня": Буча XVIII века

В далеком марте 1990 года журнал "Родина" вернул отечеству имя и творчество известного ученого второй русской эмиграции, историка Николая Ивановича Ульянова (1904-1985)1. Представитель русской академической науки, он более всего известен как специалист в украинском сепаратизме и национальном вопросе. Профессор Ленинградского института философии, лингвистики и истории, Ленинградского и Йельского университетов Николай Ульянов был последним учеником академика С.Ф. Платонова, убежденного апологета Петра I.

Высочайшая культура, научная честность и дотошность исследователя наглядно проявились в отношении Николая Ульянова к так называемой "Батуринской резне" - одному из самых устойчивых мифов Петровской эпохи. Недавние события в украинском городе Буча зримо напомнили об этом знаменитом фейке XVIII века.

Историк Н.И. Ульянов (1904-1985).

Социальные лифты Малороссии

Петровские реформы поддерживали жители двух исторических регионов России: Русского Севера - Северо-Запада и Малороссии. Для первых Петр I - народный былинный герой, освободитель приневского края от шведской оккупации, от ига иноземцев и протестантов - идеал справедливого правителя. Свободное крестьянство подкупал подлинный демократизм и его невероятная работоспособность. Сергей Платонов любил цитировать: ""Вот царь - так царь!" - вспоминали про него Олонецкие мужики: даром хлеба не ел, пуще мужика работал"2. Именно дворянство и купечество этих регионов более всего выигрывали от петровских реформ.

При Петре и выходцы из Малороссии занимали высшие позиции в империи, особо выделим архиепископа Феофана (Прокоповича) и его оппонентов митрополитов Стефана (Яворского) и Димитрия (Туптало). Как отмечал Николай Ульянов, "чем дальше, тем больше юго-западные книжники принимают участие в формировании общерусского литературного языка - Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович. При Петре наплыв малороссов мог навести на мысль об украинизации москалей, но никак не о русификации украинцев, на что часто жалуются самостийники"3.

Однако во взаимной любви Петра Великого и его малороссийских подданных было черное пятно - измена гетмана Ивана Мазепы.

Гетман Иван Мазепа (1639-1709). 1706 г. Гравюра.

Предатели в абсолютном меньшинстве

С предательства гетмана и родилась презрительная кличка "мазепинцы". Правда, современные украинские публицисты "стыдливо забывают", что из 40 тысяч реестрового казачества гетмана изменника поддержало менее двух, а из более чем миллионного населения Левобережной Малороссии - еще не более трех тысяч. Население оккупированных шведами территорий дралось с захватчиками героически. В условиях массовой партизанской войны фуражирам Карла XII приходилось ездить за сеном с пушками. Небольшие города Полтаву и Веприк, которые обороняли вместе с гарнизоном местные жители, пришлось штурмовать всем шведским войском. Причем, если Полтаву так и не удалось взять, то пленные из Веприка вскоре от шведов сбежали.

Все это прекрасно знал Петр Великий. Более того, как справедливо указывал Николай Ульянов, "запрещал Петр и попрекать украинцев изменой Мазепы. В некоторых важных случаях он грозил даже смертной казнью за это"4.Но что значат исторические свидетельства для нынешней украинской "историографии", которая возводит любые русофобские мифы и фальсификации в степень истины в последней инстанции!

Любимой байкой про "зверства москалей" уже много десятилетий является "Батуринская резня" - взятие драгунами Александра Меншикова резиденции Ивана Мазепы в XVIII веке. Могу предположить, что теперь давний фейк на Украине будут ставить в один ряд с враньем о "Сребренице в Буче".

Что же произошло три с лишним века назад?

Князь А.Д. Меншиков (1673-1729). Неизвестный художник. 1716-1720 гг.

Виктория драгунов Меншикова

Украинский миф основывается на реальном факте взятия 2 (13) ноября 1708 года столицы мятежного гетмана Ивана Мазепы - небольшого городка Батурин. Русские драгуны, ворвавшись в город, якобы устроили массовую резню, не пощадив даже женщин и младенцев. И это был, конечно же, демонстративный акт для запугивания населения Левобережной Малороссии. Этот ужастик по сей день перепевают на все лады многие украинские публицисты и историки. В 2007 году по указу №1131/2007 президента Украины Виктора Ющенко собирались даже построить мемориал невинным жертвам...

На самом деле в Батурине были собраны запасы для шведской армии и имелось большое количество пушек. Петр I поручил своему фавориту быстро ликвидировать проблему. Драгуны подошли к Батурину и попытались договориться с мазепинским наместником полковником Дмитрием Чечелем. За время переговоров сердюки (иностранные наемники мятежного гетмана) взяли жителей города в заложники, согнали их в крепость и подожгли предместья. Местное население разобравшись, что подошли не шведы, а русские солдаты (одетые в европейскую форму), начали восстание, одновременно Александр Данилович отдал приказ о штурме.

Казаки прилуцкого полковника Ивана Носа тут же сдались русским. Меншиков демонстративно казнил несколько десятков предателей. После чего мирное население ушло в балки и стало героически партизанить против шведских оккупантов.

Сказки гетмана Мазепы

Миф о "Батуринской резне" придумал сам гетман Мазепа. Николай Ульянов отмечал:

"Измена Мазепы породила наибольшее количество агитационного материала и антимосковских легенд. Особенно старались мазепинцы-эмигранты, вроде Орлика, войскового писаря - самого доверенного человека Мазепы. Читая его письма, прокламации, меморандумы, можно подумать, что москали в царствование Петра учредили какое-то египетское рабство на Украине, - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жен их и дочерей непременно насиловали, скот, лошадей, имущество забирали, даже старшину били "смертным боем""5.

Распространялись слухи о насильственном переселении казаков в Сибирь и даже насильственном обращении в католичество. Еще раз сошлемся на Николая Ульянова:

"Легенда об отступничестве получила столь широкое распространение, что ее счел нужным повторить, в своих воззваниях к малоросскому народу, Карл XII. Он тоже уверял, будто Петр давно задумал искоренить в своем государстве греческую веру, по каковому случаю вел переговоры с Папой Римским. Инспирированы были эти курьезные манифесты Мазепой, открывшим Карлу главную причину единения малоруссов с великоруссами - православную веру"6.

Все эти сказки впоследствии были не критически заимствованы украинскими историками из политического памфлета "История русов или Малой России" за авторством якобы архиепископа Белорусского Георгия Конисского, хотя еще в XIX в. историк-украинофил Александр Лазаревский доказал, что эта "летопись" позднейшая грубая подделка.

Крепость Батурин. Современная реконструкция.

Зловещая астролябия Меншикова

"Зверства царского любимца" Меншикова (уроженец Москвы идеально подходил для роли главного злодея) стали любимой темой украинской русофобской пропаганды:

"Имя Меншикова занимало особое место и в той агитации мазепинцев, что развернулась широко, главным образом заграницей, после бегства и смерти Мазепы, - писал Николай Ульянов. - Ему приписывалось угнетение украинцев даже при помощи "всемогущей астролябии, которой дотоле во всей Руси не бывало и перед которою все было безмолвно, почитая направление и действие ее магнита божественным или мистическим произведением". Зверства царского любимца не ограничились по уверению "Истории Русов", батуринскими избиениями"7.

Памятник жертвам батуринской трагедии установлен в 2004 г.

"Батуринская трагедия" стала идеей фикс исторической науки "незалежной" Украины. С 1995 года до конца 2000-х в поселке Батурин проходили археологические раскопки, которые в сгоревшем городе и на близлежащих кладбищах нашли останки менее ста человек, умерших насильственной смертью. Оставляя за рамками статьи вопрос - не были ли эти люди убиты сердюками-мазепинцами? - констатируем: никаких массовых захоронений обнаружено не было. И вспомним, что уже в декабре 1708 года недавно избранный гетман Иван Скоропадский разрешил якобы уничтоженным батуринцам восстановить свой город.

  • 1. Подробнее о нем см.: Базанов П.Н. "Петропольский Тацит" в изгнании: Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. СПб.: Владимир Даль, 2018. 511 с.
  • 2. Платонов С.Ф. Личность Петра Великого // Полтавский сборник в память 200-летия Полтавской победы. СПб., 1909. C.19.
  • 3. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 243.
  • 4. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 53.
  • 5. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 80.
  • 6. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 82.
  • 7. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 117.