В смоленском селе Пречистое - недалеко от родины Юрия Гагарина - доживает последние годы старинная усадьба. Еще несколько лет - и от руин не останется даже кирпичной пыли. А пока их не затянула зелень зарослей и бурьян, яснее проглядывает удивительная история этого места.
Как и в других русских селах, классика XIX века здесь соседствует с классикой века ХХ-го. Через дорогу друг от друга бывший усадебный дом, давно заброшенный, и двухэтажная постройка из силикатного кирпича. Местные жители заботятся о территории - разбиты клумбы, умельцы поставили здесь фигуры героев из повести "Волшебник изумрудного города"...
Но вот ведь как получается - стены усадебного дома, поросшие деревьями, все равно не выглядят Страшилой. Просто все вместе - обломки усадебных строений, советская двухэтажка, неказистый сельский клуб, магазин "Чипок" и огромный храм Успения Пресвятой Богородицы, отремонтированный несколько лет назад и выкрашенный в небесно-голубой цвет, - делают картину еще более нереальной и, в то же время, такой по-русски обыденной.
Храм, кстати, возведен еще в 1807 году и пережил нашествие и наполеоновских войск, и гитлеровских. Немцы любили фотографироваться на фоне этого исполина. И удивительно красивая усадьба тоже служила для них идеальным фоном.
Точная дата постройки главного усадебного дома в Пречистом в стиле английской готики неизвестна. Это примерно 1870-е - 1880-е годы. Последними хозяевами усадьбы были Владимир Муромцев и Анна Тимирева-Муромцева. Да, Анна Ивановна - родственница и тезка другой Анны Тимиревой - возлюбленной адмирала Александра Колчака.
Анна Ивановна, прежде чем оказаться в Пречистом, училась у Николая Верещагина, брата живописца-баталиста Василия Верещагина. Николай Васильевич, в отличие от него, создавал не художественные полотна. Но он всю жизнь писал картину новой сельской жизни. Строил инновационную, как теперь бы сказали, отрасль русского народного хозяйства - через масло- и сыроделие. Идея Верещагина была в том, чтобы дать крестьянину дополнительный доход в личном хозяйстве, а не в отхожем промысле, разрушающем семью. Заработок позволял увеличивать число молочных коров, а следовательно, улучшать удобрение полей и урожайность.
Лучшая ученица Верещагина Анна Тимирева получила возможность для стажировки во Франции и Англии. Посещала там местные рынки, где наблюдала за тем, как идет торговля молочными продуктами. Ей удавалось проникать и на производство сыров, обычно скрытое от посторонних глаз.
Потом была война на Балканах, где Анна Ивановна служила сестрой милосердия и познакомилась с будущим мужем Владимиром Муромцевым. Вернувшись в Россию, им удалось выкупить находившееся в упадке имение Пречистое в Гжастком уезде - нынешнем Гагаринском районе. И превратить его в образцовое.
Какое-то время Анна Тимирева-Муромцева читала лекции в Петровской сельскохозяйственной академии. Потом начала учить сама - в 1890-м в Пречистом создала школу скотоводства, маслоделия и сыроварения. Мать большого семейства (пятеро детей!), она успевала заниматься и семьей, и имением, и школой, прекрасно знала крестьянский быт.
К ней каждый год на летнюю практику приезжали студенты Петровской академии, среди которых был и будущий крупный предприниматель, владелец всероссийской молочной компании, организатор молочной промышленности Александр Чичкин. До революции его молочные магазины были самыми известными в Москве и других городах. До сих пор на фасадах некоторых домов сохранились фрагменты оформления чичкинских магазинов. Это была целая сеть. Вот, например, характерное оформление фасада бывшего магазина Чичкина на углу Большого Афанасьевского и Сивцева Вражка:
Стажироваться в Пречистом было почетно. Анна Тимирева-Муромцева организовывала доставку сюда коров шведской породы, овец из Англии - для разведения. Школа действовала до революции 1905 года, когда кто-то посчитал, что студентов здесь эксплуатируют и работают те будто бы даром.
После этого Анна Тимирева-Муромцева дважды ездила в Данию - перенимать опыт организации хозяйства на этой земле. Она назвала ее "обетованной" - и брошюру свою, где был записан механизм датского чуда, так и назвала - "Как Дания стала обетованной землей". Кстати, опыт школы в Пречистом ею тоже увековечен - в издании "Беседы с учениками Пречистенской школы молочного хозяйства". Этот труд и теперь был бы полезен фермерам и предпринимателям. Насколько же дальновидна была хозяйка имения!
Изучив датский опыт, Анна Тимирева-Муромцева констатировала, что "наше настоящее очень напоминает их прошлое". Поэтому ратовала за расселение крестьян по хуторам. Именно это превратило инертных датских селян в предприимчивых. И русский крестьянин медленно, но становился таким, однако...
Началась Первая мировая - и в усадебном доме в Пречистом с осени 1914 года хозяйка организовала лазарет на 25 раненых, при них были врач, фельдшер, сестра и две сиделки.
После революции Анна Тимирева-Муромцева лишилась имения - считается, что оно изначально было записано на нее, а не на мужа - и жила в семье своей дочери в Москве, где скончалась в 1923 году.
Усадебный дом почти все советское время служил для сельских нужд и начал разрушаться в начале 1990-х. Сейчас это руины, поросшие деревьями и крапивой. И от молочных рек, которые текли здесь при рачительной хозяйке, тоже не осталось следа.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем