В текущем году сотни российских школ вновь подписались на наш журнал. "Родина" давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики "Открытый урок", где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.
20 июня исполняется 101 год со дня рождения летчика и замечательного детского писателя Арнольда Марковича Лурье, получившего всесоюзную известность под псевдонимом Анатолий Маркуша.
Он прорвался в небо 16-летним мальчишкой: узнав об открытии неподалеку аэроклуба, стащил отцовский паспорт (принимали только совершеннолетних) и явился к начальнику летной части. Разумеется, подлог был обнаружен на месте, но такое отчаянное нахальство бывалому летчику понравилось, юноше дали шанс - полгода "условно". Испытательный срок школьник выдержал с честью, был официально зачислен в клуб и в неполные 17 лет совершил свой первый полет.
За три дня до начала Великой Отечественной войны Арнольд Лурье окончил Борисоглебскую Краснознаменную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова в звании сержанта. Воевал в составе 760-го истребительного (с 9 ноября 1942 года - смешанного), 24-го запасного, 848-го истребительного авиаполков. Победу встретил старшим лейтенантом. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За оборону Советского Заполярья", "За боевые заслуги".
После войны пробился в первый набор Школы летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности в подмосковном Жуковском. За без малого пять лет "обкатал" более 50 типов самолетов. Но в 1955 году случилось непоправимое: во время испытательного полета на высоте 7 тысяч метров разгерметизировалась кабина, летчик в полуобморочном состоянии чудом посадил самолет, но лишился слуха, восстановить его полностью не удалось.
С авиацией было покончено, и 34-летний капитан Военно-воздушных сил СССР взялся за перо.
Поколения мальчишек зачитывались его книгами об авиации и заражались мечтой о небе. "Вам - взлет!", "Дайте курс!", "33 ступеньки в небо", "От винта!", "Первым делом самолеты" - для тысяч ребят эти произведения стали путеводной звездой в профессию. "Главная, быть может, моя заслуга перед литературой - это то, что я не вру, - говорил Маркуша. - Какие-то элементы художественной фантазии вы в моих писаниях найдете, но голого вранья - нет, никогда. Это честный разговор".
К Дню памяти и скорби Анатолий Маркуша снова вызывает на откровенный разговор правнуков Победы и их учителей.
"МЫ УХОДИМ. И ИМЕЕМ ПРАВО НА ПОЛНУЮ ОТКРОВЕННОСТЬ"*
Что оставят солдаты Второй мировой своим правнукам? Мне чудится порой тяжелый грохот солдатских кирзачей, будто уходит мое поколение, последние друзья, побратимы военных лет. И думаю тогда: что ж оставляем мы нынешним мальчикам, нашим ровесникам той далекой поры? Редкие памятники героям-маршалам, в которых, уж извините, кони выглядят выразительнее всадников?.. Удивительно ли, что нынешних молодых не волнует судьба Космодемьянских - сестры и брата, Гастелло, Талалихина?..
О правде
Так что же мы оставим нашим мальчикам? Им скоро владеть страной, им стоять на ветру истории. Война - и сменщики наши должны это знать - разграничила людей. Одни в блокадном Ленинграде делились последними крошками хлеба с соседом, тоже умиравшим от голода, другие коллекционировали золотые коронки, сорванные с зубов умерших. Были, и не в редкость, летчики, садившиеся на оккупированной земле, чтобы вывезти подбитого товарища. Были и другие, к счастью, редко, - нырнув в облака, они уходили из боя.
Наше поколение и елеем мазали, и дегтем поливали. Нам больше всего не хватало правды! Уничтожали людей, называя этот процесс чисткой партии или борьбой с врагами народа; отступления, а таких было страшно вспоминать сколько, изображали в официальных сообщениях "спрямлением линии фронта"...
Мы уходим. И поэтому, полагаю, имеем право на полную откровенность.
О выборе
Судьба молодых - наше тревожное, наше все нарастающее состояние. Не верьте всесилию денег. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным - тут не о чем спорить. И все-таки нельзя забывать: на деньгах взрастает не только щедрость, но гораздо чаще жадность, эгоизм. Не копите ненависть в душах. Это очень непросто, но если удалось нам, дошедшим до Берлина, то тем более должно удастся вам.
Никогда слепо не полагайтесь на слова, звучащие с трибун. Доверяйте только поступкам. И это, пожалуй, самый жестокий урок, преподанный нам войной.
И берегите друзей. В этом мире нет ничего дороже человеческого общения.
О собственном мнении
Мое поколение прошло страшную школу. Запоминать считалось достоинством, а вот думать - лучше не надо! "Больно грамотный! - орал старшина, мой самый первый начальник. - Исполняй что приказано..." И спустя 18 лет кадровой службы я слышал от своего полковника: "Товарищ старший лейтенант, делайте что положено. Ваше мнение оставьте при себе..." Единственное, что я мог себе позволить: "Разрешите напомнить, товарищ полковник, я гвардии старший лейтенант".
Грохочут солдатские кирзачи, уходит поколение друзей и побратимов военных лет. На подступах к Берлину мы ведь думали о вас, не родившихся еще. Прислушайтесь к нашим словам, не пренебрегайте ими...
О жертвенности
В школах постоянно проводятся уроки мужества, культивируется в самых различных формах преклонение перед памятью героев войны, вообще - народных героев. Словом, взгляд на природу подвига - тема далеко не исчерпанная. И есть тут моменты явно настораживающие. Случается слушать, как упорно повторяется мотив жертвенности: умри, как Зоя, умри, как Талалихин, как Гастелло, как Смирнов. Память погибших, разумеется, свята, но надо чувствовать меру, особенно когда обращаешься к молодым...
Всякое проявление героизма, всякий подвиг имеет будничную основу. И, наверное, задача воспитания - растить человека в духе постоянной готовности к подвигу. А совершится или не совершится подвиг, это, пожалуй, не самое главное.
О природе героизма
Много общаясь с ребятами, не в последнюю очередь замечаю - у многих представление о том тяжелейшем времени, мягко выражаясь, смещенное - им кажется, будто война была прежде всего хоть и трудным, но все-таки походом за славой, наградами, признанием. И очень немногие видят истинное лицо войны...
Конечно, все дело в пропорциях, в освещении событий минувших лет, в правильной перспективе. Не берусь никого поучать, как преподносить героическое прошлое нашим ребятам, позволю себе только напомнить: начинаете разговор о подвигах, о славе, кстати говоря, не только военного, но и мирного времени, не забывайте - без труда и рыбки не вынешь из пруда.
Рассказывая детям о природе героизма, я бы начинал, пожалуй, с беспримерного мужества первых землепроходцев, с эпопеи спасения челюскинцев, с былинного теперь уже броска Амундсена к полюсу, с покорения вершины всех вершин - Джомолунгмы...
Короче говоря, я бы не делал ставку на жертвоприношение: детям трудно воспринять мысль о смерти, переходящей в бессмертие. Они готовы равняться на победителей.
О подвиге
Но никакой лакировки подвига допускать нельзя. Пусть понимают, пусть чувствуют, подвиг - это труд, пот, это, вполне возможно, кровь, а не бездумный поход за отличиями и славой. Подвиг - всегда преодоление направленных против тебя обстоятельств, это - торжество воли над малодушием.
Важно донести до сознания ребят - подвиг может и не состояться, не страшно, важна и существенна постоянная готовность к действию, нацеленность на преодоление непреодолимого.
* Маркуша А. "Если вы учитель". М. 1989. Журин А. Завещание фронтовика ныне живущим/Электронная газета "Век". 25.03.2020
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем