Уважаемая редакция!
Почти год назад вы опубликовали любопытную статью Юрия Лепского "Само-Кат" о крепостном Артамонове, который изобрел на Урале двухколесный велосипед ("Родина" № 7, 2021). А в январском номере за текущий год тему продолжил Семен Экштут ("Возвращение уральского самоката. Почему разоблачения не столкнули мифическую машинку Ефима Артамонова со столбовой дороги истории"). Обнаружив в красноярском архиве любопытную публикацию, я решила внести скромную лепту в велосипедную летопись нашего Отечества.
4 июля 1895 года Енисейский губернатор Л.К. Теляковский издал постановление о "Правилах езды на велосипедах, обязательных для всех городов Енисейской губернии". Вот этот весьма обширный документ, опубликованный в "Енисейских губернских ведомостях" за 15 июля 1895 года и включавший аж 12 пунктов.
- Езда по всем городским улицам и площадям допускается только на низких (безопасных) одноместных двухколесных велосипедах лицам, получившим на то право в установленном порядке.
- Каждый велосипед при езде на нем по городу должен быть снабжен выданным на этот предмет из местного полицейского управления номерным знаком, прикрепленным позади седла так, чтобы он не был закрыт сумкой или одеждой. Кроме того, обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени - зажженный фонарь.
- Во время езды по городу велосипедисты обязаны иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции.
- Быстрая езда по городу и, в особенности, в перегонку безусловно воспрещается.
- Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы... по возможности ближе к тротуару.
- Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок.
- В случаях беспокойства лошадей обязательно сойти с велосипеда и стараться укрыть его.
- Огибать угол или пересекать улицы должны тихим ходом, давая звонок.
- В местах большого скопления публики или экипажей надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках.
- При совместной езде велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени и притом группами не более трех человек.
- Безусловно воспрещается ездить на велосипедах, а также проводить в руках по тротуарам, по набережным, у рек, протекающих в садах, скверах и других местах.
- Езда на велосипедах в той или другой местности может быть останавливаема по требованию полицейского чиновника, находящегося в наряде, во время крестных ходов, больших похоронных процессий и, вообще, в местах значительного съезда экипажей и скопления публики.
- Лиц, виновных в нарушении постановления, могли по усмотрению губернатора временно лишать права езды на велосипедах по городу. А городское полицейское управление выдавало металлические знаки на велосипед и облагало определенной суммой его владельца, причем все сборы шли на нужды города.
В 1895 году семеро горожан приобрели первые велосипеды в Красноярске. И уже к концу года число велосипедистов достигло 50, что дало толчок первым велопробегам. Один из них из Томска в Красноярск совершил отчаянный сибиряк Гавронский. Ведь даже по современной асфальтированной трассе это ни много ни мало 580 километров!
С уважением -
Тамара Комарова, сотрудник Красноярского краеведческого музея
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем