Московский футбольный клуб "Торпедо" - один из самых популярных в столице еще с советских времен. Команда была приписана к Заводу имени Лихачева и за автозаводцев болел, как правило, рабочий класс. За команду играл один из самых известных футболистов в истории отечественного футбола - Эдуард Стрельцов.
Упразднение ЗИЛа и вообще рабочего класса как такового больнее всего в Москве ударило именно по "Торпедо" - одно время команда была на грани исчезновения. Но в этом сезоне клуб, наконец, вернулся в высший дивизион. И удивил тем, как представляет свои матчи.
Хотя афиши клуба в ретростиле еще с прошлого сезона - визитная карточка нынешнего "Торпедо". Их создает Алексей Лазунин, которому как раз ближе ретрофутбол. Художник - на самом деле, по профессии Лазунин юрист - признается, что яркие электронные рекламные щиты и не менее яркие и разноцветные бутсы футболистов вызывают у него тоску по временам, когда "на стадионах пахло свежескошенной травой газона, паленой резиной от гаревых дорожек, семечками, сигаретным дымом и дымом селитры от самодельной пиротехники".
А еще Лазунин большой поклонник программок к матчам. Несмотря на то, что все давно листают ленту соцсетей, Алексей по-прежнему уверен, что именно программа к матчу - лицо клуба:
- До эпохи фотошопа программки и афиши делали талантливые иллюстраторы. Некоторые из этих программок - шедевры современного искусства. Причем шедевры массовые, понятные широкому кругу людей.
Нарисовать афишу в ретростиле Лазунину в прошлом году предложил пресс-атташе "Торпедо" Дмитрий Ганичев. Многим болельщикам, причем не только "Торпедо", это понравилось, а футбольные люди оценили необычный стиль афиш. Как этот стиль определить, Алексей пока так и не придумал:
- Подходит термин "графическая эклектика". Хотя мои родители считают, что я примитивист, - отмечает Лазунин.
Да, он довольно часто использует для своих работ оммаж - то есть подражает тому или иному автору. Считает, что это нормально - вдохновляться кем-то, подражать.
- Люблю искусство позднего Средневековья: Дюрер, Гольбейны, Брейгели, Босх... Нахожу то, что западает в сердце и всплывает в процессе собственного творчества. Так что в картинные галереи хожу еще и для того, чтобы посмотреть, где и что на картине сделано хорошо. И - позаимствовать, - рассказывает художник.
Лазунин больше расстраивается не тому, что не может пока определить свой стиль, а тому, что в футболе не осталось узнаваемого стиля:
- Раньше можно было "Спартак" и "Динамо" поменять футболками, но опытный болельщик по стилю игры сразу бы понял, какая команда играет. У "Динамо" был силовой быстрый стиль, основанный на фланговых проходах и верховых подачах на нападающего-столба. У "Спартака" же были стеночки, забегания - то, что называли "кружевами". Сейчас такого нет. Но есть хранители традиций. Вот для них я и делаю свои рисунки.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем