В 1948 году, в разгар борьбы за приоритет отечественной науки, геологи-зимовщики С. Жигарев и А. Коржиков случайно обнаружили на Таймыре останки мамонта. Постановлением Совета Министров СССР на полуостров по горячим следам была отряжена экспедиция, заявившая о сенсационной находке: скелет животного сохранился практически полностью, сохранились и мягкие ткани, шерсть, позволявшие воссоздать его облик, но главное - остатки органики свидетельствовали о том, что мамонт питался травой, что опровергало устоявшееся в западной науке мнение, будто мамонты жили в условиях мерзлоты. Возраст находки, согласно радиоуглеродному анализу, составлял 11,5 тысячи лет, так что можно было смело заявить миру, что СССР - родина мамонтов.
Таймырский мамонт привел ученых к не менее важному заключению: когда-то климат на полуострове был значительно мягче, значит, ничто не мешает советскому человеку вновь его изменить. По времени находка совпала с внедрявшимся сталинским планом преобразования природы, направленным на решение продовольственной проблемы. В частности, переброс сибирских рек на юг, в засушливые районы СССР, как считалось, должен был привести к потеплению в этом регионе. Так что работа экспедиции, что называется, пришлась ко двору.
О самоотверженном труде ученых руководители Академии наук докладывали напрямую И.В. Сталину. Примечательно, что вождю прислали не только отчет, фотографии и карту местности, но и некую "часть мамонта". К сожалению, спустя 20 лет образец (вероятно, порядком истлевший) был уничтожен сотрудниками аппарата ЦК КПСС1.
"Родина" впервые публикует адресованную Сталину записку президента Академии наук СССР С.И. Вавилова и начальника Главного управления Севморпути А.А. Кузнецова с предварительным отчетом председателя Комитета по изучению мамонта академика Е.Н. Павловского.
"Данные опровергают антинаучные взгляды иностранных ученых..."
17 ноября 1949 г. От т.т. Вавилова и Кузнецова.
№ 1-3-68 Председателю Совета Министров СССР
товарищу И.В. Сталину
Докладываем Вам о выполнении постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1949 г. по вопросу об организации работ по изучению раскопки и вывозу трупа мамонта, обнаруженного на Таймырском полуострове.
Академией Наук СССР совместно с Главным Управлением Севморпути при Совете Министров СССР была организована под научным руководством академика Е.Н. Павловского Таймырская комплексная экспедиция по изучению, раскопке и вывозу мамонта.
В мае текущего года в район нахождения мамонта на Северном Таймыре был направлен разведывательный отряд в составе 4-х научных сотрудников Академии Наук СССР: проф. Л.А. Портенко (руководитель, зоолог), проф. Б.А. Тихомирова (ботаник), ст. научного сотрудника А.И. Попова (геолог), мл. научного сотрудника Е.П. Шушериной (грунтовед) и 10 человек вспомогательного персонала от Главсевморпути.
Разведывательный отряд, на который была возложена задача предварительного выяснения условий залегания мамонта и сохранения его в период весеннего разлива реки Мамонтовой, фактически выполнил работу основного отряда экспедиции: произвел раскопки в вечно мерзлом грунте, изучил условия залегания остатков животного и особенностей физико-географической и экологической обстановки как современной, так и соответствующей эпохе мамонта, наконец, доставил скелет и мягкие части трупа мамонта в Зоологический институт Академии Наук СССР (г. Ленинград).
Таким образом, задание экспедиции было выполнено в предельно короткий срок и со значительной экономией средств.
В результате работ экспедиции отечественная наука обогатилась новыми ценными сведениями о мамонте и условиях его существования.
Доставленный скелет по хорошей сохранности и полноте превосходит все имеющиеся в Академии Наук СССР скелеты мамонтов. При наличии остатков мягких частей и шерсти он позволяет выяснить многие существенные особенности облика животного, остававшиеся до сих пор невыясненными (положение бивней, окраска шерсти и пр.).
Добытые на месте находки растительные остатки с несомненностью указывают, что таймырский мамонт обитал в условиях, резко отличавшихся от современных и близких к условиям южной окраины тундры и лесотундры.
Эти данные опровергают антинаучные взгляды иностранных ученых, утверждающих, что мамонт жил среди льдов и снегов в суровой полярной обстановке.
Экспедицией также собраны обильные и разносторонние материалы по фауне, флоре, четвертичной геологии и вечной мерзлоте, характеризующие природу внутренних частей Северного Таймыра, до сих пор не посещавшихся исследователями. Скелет привезенного мамонта монтируется для постановки в Зоологическом музее АН СССР и вскоре станет доступным для осмотра широким массам трудящихся.
В настоящее время производится обработка научных материалов экспедиции, о результатах которых вам будет доложено дополнительно.
Приложение:
Копия краткого предварительного отчета академика Е.Н. Павловского - председателя Комитета по изучению мамонта.
Президент Академии Наук СССР академик С.И. Вавилов
Начальник Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР генерал-майор авиации А.А. Кузнецов
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 33. Д. 169. Л. 20-21.
"Состав экспедиции работал самоотверженно..."
Из краткого предварительного отчета Таймырской комплексной экспедиции Академии наук СССР и Главсевморпути по изучению мамонта
[...] Начальником Экспедиции на месте был назначен т. Мининберг от Арктикразведки; научным руководителем разведочного отряда был доктор биологических наук, проф. Л.А. Портенко - старший научный сотрудник Зоологического института Академии Наук СССР; в состав сотрудников отряда вошли - профессор Б.А. Тихомиров (Ботанический институт АН СССР), геолого-мерзлотовед кандидат геолого-географических наук А.И. Попов (Институт мерзлотоведения АН СССР) и мерзлотовед-грунтовед младший научный сотрудник Е.П. Шушерина. Лаборанты, научно-технические работники и рабочие - всего десять человек.
[...] На реку Мамонтовую (северный Таймыр) отряд прибыл 13 июня. Все было покрыто снегом; мороз колебался от 1 до 8 градусов Цельсия. Наблюдались только первые приметы начала арктической весны. [...] Лишь на 4-й день работы удалось вскрыть раскопанную в прошлом году яму, в которую были обратно заложены череп и некоторые кости мамонта сотрудниками геологической партии 1948 г. Мягких частей, кроме остатков кожи, сухожилий у мышц и волос, не было. Уже по этим данным можно было заключить, что цельного трупа мамонта с внутренними органами нет. Часть мамонта от середины груди и до заднего конца была скрыта под осыпью берега и более удалена от реки.
Погода в дальнейшем изменилась и началось потепление с оттаиванием мерзлой почвы. В раскопанной шахте начала скопляться вода, что побудило сотрудников экспедиции к ускорению работ по изъятию частей мамонта. Был построен погреб-холодильник в толще мерзлоты, недоступной паводку, и туда перенесены добытые остатки мягких частей; кости же - череп, спинную часть позвоночника и правую переднюю ногу перенесли на возвышенную бровку берега; оставшуюся яму засыпали галечником с песком.
К десятому июля все было залито половодьем. На совещании специалистов отряда с участием т. Миниберга было вынесено решение о необходимости продолжать раскопки мамонта силами разведывательного отряда тотчас же по окончании паводка. Во время половодья сотрудники производили исследования каждый по своей специальности на местах, не залитых водой.
[...] По кратким отчетам зоолога Портенко, ботаника Тихомирова и геолога-мерзлотоведа Попова можно составить представление о добытом в следующем виде.
Добыт почти совершенно полный скелет мамонта (не хватает ряда ребер) хорошей сохранности, с остатками мягких тканей и шерсти. Особенно хорошо сохранился череп, который по полноте деталей является лучшим среди прочих, сохраняемых в коллекциях Зоологического института.
Установлено, что мамонт находился во вторичном месте залегания, в современном аллювии. Первичным местом залегания являлась первая надпойменная терраса с иловато-торфяными отложениями непосредственно над местом раскопок мамонта.
Мамонт погиб, по-видимому, в следствие попадания на грунт с глубоким оттаиванием вечной мерзлоты. Оттаивание и замерзание в дальнейшем происходило повторно; труп при этом разрушался и использовался хищиками. При подмыве части надпойменной террасы остатки мамонта обвалились в реку Мамонтовую, где были занесены галечниковыми наносами и где они замерзли. Скелет мамонта хорошей сохранности. Недостаток ребер объясняется их растериванием при сносе мамонта в реку. Одно ребро было найдено на первой террасе, что подтверждает первичность места нахождения мамонта на первой террасе в торфяно-иловатых отложениях. По этим же причинам внутренние органы и большая часть мягких частей тела не могли сохраниться.
Собраны торфяные образцы на частях скелета мамонта, торфа из мамонтоносного слоя первой террасы и образцы древесины из того же слоя для ботанического анализа.
Добытая шерсть мамонта сохранила свою первоначальную естественную окраску, что расширяет наши познания о внешнем облике животного.
Произведен ряд специальных исследований мерзлотоведами.
Собрано много разнообразных материалов по фауне и флоре, способствующих выяснению прежних условий существования мамонта.
Подробное комплексное исследование вечно-мерзлых пород в естественном их состоянии в связи исследованием мест первичного и вторичного залегания мамонта произведено в науке впервые.
Геолого-географические наблюдения в районе работ и с самолета до нагорья Бырранга дали материалы для изучения этапов истории четвертичного времени на северном Таймыре.
Многосторонние комплексные исследования в районе находки мамонта позволяют воссоздать палеогеографические условия эпохи, когда жили мамонты, на общем фоне истории четвертичного периода на Таймыре.
Материалы экспедиции 1949 г. с несомненностью указывают на то, что в период гибели таймырского мамонта в районе был ландшафт южной тундры или лесотундры. В эти места мамонт мог мигрировать летом, спасаясь от массовых нападений кровососущих насекомых.
Эти данные отвергают антинаучное мнение в трудах иностранных ученых, утверждающих, что мамонт жил среди льдов и снегов в суровой полярной обстановке. Мамонт нуждался в обильных растительных кормах, которые в значительных массах могли расти в более южных районах, чем полярная тундра [...]
Считаю долгом засвидетельствовать, что несомненный успех работ разведочного отряда экспедиции, выполнившего и перевыполнившего намеченные работы, зависел от общей организации экспедиции, обеспеченной решением Правительства и технически оформлявшейся Главсевморпутем (Арктикразведка), и от горячего энтузиазма, движимых советским патриотизмом и энергией всего коллектива научных, научно-технических работников и рабочих. Состав экспедиции работал самоотверженно, живя в неотапливаемых летних палатках в течение трех месяцев, от периода снежных метелей и до осеннего снегопада. Они поддержали честь советской науки и дали пример отважной работы советских полярников, трудящихся на благо и во славу родной страны.
Председатель Комитета по изучению мамонта при Зоологическом Института Академии Наук СССР, Директор Института академик, генерал-лейтенант
Е.Н. Павловский.
30/X-49 г.
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 33. Д. 169. Л. 22-28.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем