издается с 1879Купить журнал

Соавтором нашумевшей фальшивки на востоке Украины стал гетман Мазепа, предавший Петра

21 августа 2022

В далеком марте 1990 года журнал "Родина" вернул отечеству имя и творчество известного ученого второй русской эмиграции, историка Николая Ивановича Ульянова (1904-1985)1. Представитель русской академической науки, он более всего известен как специалист в украинском сепаратизме и национальном вопросе. Профессор Ленинградского института философии, лингвистики и истории, Ленинградского и Йельского университетов Николай Ульянов был последним учеником академика С.Ф. Платонова, убежденного апологета Петра I.


Историк Н.И. Ульянов (1904/1905-1985).

Высочайшая культура, научная честность и дотошность исследователя наглядно проявились в отношении Николая Ульянова к так называемой "Батуринской резне" - одному из самых устойчивых мифов Петровской эпохи. Недавние события в украинском городе Буча зримо напомнили об этом знаменитом фейке XVIII века.


Социальные лифты Малороссии

Петровские реформы поддерживали жители двух исторических регионов России: Русского Севера - Северо-Запада и Малороссии. Для первых Петр I - народный былинный герой, освободитель приневского края от шведской оккупации, от ига иноземцев и протестантов - идеал справедливого правителя. Свободное крестьянство подкупал подлинный демократизм и его невероятная работоспособность. Сергей Платонов любил цитировать: "Вот царь - так царь!" - вспоминали про него Олонецкие мужики: даром хлеба не ел, пуще мужика работал"2. Именно дворянство и купечество этих регионов более всего выигрывали от петровских реформ.

При Петре и выходцы из Малороссии занимали высшие позиции в империи, особо выделим архиепископа Феофана (Прокоповича) и его оппонентов - митрополитов Стефана (Яворского) и Димитрия (Туптало). Как отмечал Николай Ульянов, "чем дальше, тем больше юго-западные книжники принимают участие в формировании общерусского литературного языка - Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович. При Петре наплыв малороссов мог навести на мысль об украинизации москалей, но никак не о русификации украинцев, на что часто жалуются самостийники"3.

Однако во взаимной любви Петра Великого и его малороссийских подданных было черное пятно - измена гетмана Ивана Мазепы.

А. Батов. Взятие крепости Батурин. 2015 год.

Предатели в абсолютном меньшинстве

С предательства гетмана и родилась презрительная кличка "мазепинцы". Правда, современные украинские публицисты "стыдливо забывают", что из 40 тысяч реестрового казачества гетмана изменника поддержало менее двух, а из более чем миллионного населения Левобережной Малороссии - еще не более трех тысяч. Население оккупированных шведами территорий дралось с захватчиками героически. В условиях массовой партизанской войны фуражирам Карла XII приходилось ездить за сеном с пушками. Небольшие города Полтаву и Веприк, которые обороняли вместе с гарнизоном местные жители, пришлось штурмовать всем шведским войском. Причем если Полтаву так и не удалось взять, то пленные из Веприка вскоре от шведов сбежали.

Все это прекрасно знал Петр Великий. Более того, как справедливо указывал Николай Ульянов, "запрещал Петр и попрекать украинцев изменой Мазепы. В некоторых важных случаях он грозил даже смертной казнью за это"4. Но что значат исторические свидетельства для нынешней украинской "историографии", которая возводит любые русофобские мифы и фальсификации в степень истины в последней инстанции!

Любимой байкой про "зверства москалей" уже много десятилетий является "Батуринская резня" - взятие драгунами Александра Меншикова резиденции Ивана Мазепы в XVIII веке. Могу предположить, что теперь давний фейк на Украине будут ставить в один ряд с враньем о "Сребренице в Буче".

Что же произошло три с лишним века назад?

Князь А.Д. Меншиков (1673-1729). Неизвестный художник. 1716-1720 гг.

Виктория драгунов Меншикова

Украинский миф основывается на реальном факте взятия 2 (13) ноября 1708 года столицы мятежного гетмана Ивана Мазепы - небольшого городка Батурин. Русские драгуны, ворвавшись в город, якобы устроили массовую резню, не пощадив даже женщин и младенцев. И это был, конечно же, демонстративный акт для запугивания населения Левобережной Малороссии. Этот ужастик по сей день перепевают на все лады многие украинские публицисты и историки. В 2007 году по указу N1131/2007 президента Украины Виктора Ющенко собирались даже построить мемориал невинным жертвам...

На самом деле в Батурине были собраны запасы для шведской армии и имелось большое количество пушек. Петр I поручил своему фавориту быстро ликвидировать проблему. Драгуны подошли к Батурину и попытались договориться с мазепинским наместником полковником Дмитрием Чечелем. За время переговоров сердюки (иностранные наемники мятежного гетмана) взяли жителей города в заложники, согнали их в крепость и подожгли предместья. Местное население, разобравшись, что подошли не шведы, а русские солдаты (одетые в европейскую форму), начали восстание, одновременно Александр Данилович отдал приказ о штурме.

Казаки прилуцкого полковника Ивана Носа тут же сдались русским. Меншиков демонстративно казнил несколько десятков предателей. После чего мирное население ушло в балки и стало героически партизанить против шведских оккупантов.

Гетман Иван Мазепа (1639-1709). 1706 год. Гравюра.

Сказки гетмана Мазепы

Миф о "Батуринской резне" придумал сам гетман Мазепа. Николай Ульянов отмечал:

"Измена Мазепы породила наибольшее количество агитационного материала и антимосковских легенд. Особенно старались мазепинцы-эмигранты, вроде Орлика, войскового писаря - самого доверенного человека Мазепы. Читая его письма, прокламации, меморандумы, можно подумать, что москали в царствование Петра учредили какое-то египетское рабство на Украине, - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жен их и дочерей непременно насиловали, скот, лошадей, имущество забирали, даже старшину били "смертным боем"5.

Распространялись слухи о насильственном переселении казаков в Сибирь и даже насильственном обращении в католичество. Еще раз сошлемся на Николая Ульянова:

"Легенда об отступничестве получила столь широкое распространение, что ее счел нужным повторить, в своих воззваниях к малоросскому народу, Карл XII. Он тоже уверял, будто Петр давно задумал искоренить в своем государстве греческую веру, по каковому случаю вел переговоры с Папой Римским. Инспирированы были эти курьезные манифесты Мазепой, открывшим Карлу главную причину единения малоруссов с великоруссами - православную веру"6.

Все эти сказки впоследствии были не критически заимствованы украинскими историками из политического памфлета "История русов или Малой России" за авторством якобы архиепископа Белорусского Георгия Конисского, хотя еще в XIX в. историк-украинофил Александр Лазаревский доказал, что эта "летопись" - позднейшая грубая подделка.

Крепость Батурин. Современная реконструкция.

Зловещая астролябия Меншикова

"Зверства царского любимца" Меншикова (уроженец Москвы идеально подходил для роли главного злодея) стали любимой темой украинской русофобской пропаганды:

"Имя Меншикова занимало особое место и в той агитации мазепинцев, что развернулась широко, главным образом за границей, после бегства и смерти Мазепы, - писал Николай Ульянов. - Ему приписывалось угнетение украинцев даже при помощи "всемогущей астролябии, которой дотоле во всей Руси не бывало и перед которою все было безмолвно, почитая направление и действие ее магнита божественным или мистическим произведением". Зверства царского любимца не ограничились по уверению "Истории Русов", батуринскими избиениями"7.

"Батуринская трагедия" стала идеей фикс исторической науки "незалежной" Украины. С 1995 года до конца 2000-х в поселке Батурин проходили археологические раскопки, которые в сгоревшем городе и на близлежащих кладбищах нашли останки менее ста человек, умерших насильственной смертью. Оставляя за рамками статьи вопрос - не были ли эти люди убиты сердюками-мазепинцами? - констатируем: никаких массовых захоронений обнаружено не было. И вспомним, что уже в декабре 1708 года недавно избранный гетман Иван Скоропадский разрешил якобы уничтоженным батуринцам восстановить свой город.

Памятник жертвам батуринской трагедии установлен в 2004 году.
  • 1. Подробнее о нем см.: Базанов П.Н. "Петропольский Тацит" в изгнании: Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. СПб.: Владимир Даль, 2018. 511 с.
  • 2. Платонов С.Ф. Личность Петра Великого // Полтавский сборник в память 200-летия Полтавской победы. СПб., 1909. C.19.
  • 3. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 243.
  • 4. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 53.
  • 5. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 80.
  • 6. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 82.
  • 7. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 117.