издается с 1879Купить журнал

Академик Александр Чубарьян: Мы готовы к сотрудничеству, коллеги!

Обращение научного руководителя Института всеобщей истории РАН к педагогам-историкам Донбасса

Уважаемые коллеги, хотел бы поддержать инициативу журнала "Родина", решившего посвятить специальный номер материалам в помощь преподавателям истории в школах и вузах Донбасса. Ни для кого не секрет, что сегодня во всем мире и в нашей стране в частности наблюдается беспрецедентный интерес к истории. Для педагогов очень важно составить объективную и точную картину исторического прошлого, потому что знание истории служит неким навигатором и для понимания событий сегодняшнего дня.

Академик Александр Чубарьян.

РГ

Академик Александр Чубарьян.

Надо иметь в виду и обострившуюся политизацию истории, попытки в некоторых странах использовать прошлое для современных спекуляций, что сказывается и на оценке происходящих событий. Для вас особую важность приобретает корректное знание истории России и Украины. В этом смысле я должен подчеркнуть, что российские историки очень много делали в последнее время для утверждения правды на основе исторических документов, касающихся двух соседних стран. Несколько лет назад мы издали специальный том по истории Украины. Значение этого материала для педагогов Донбасса трудно переоценить. Поэтому у нас есть намерение в ближайшее время рассмотреть вопрос о возможности нового издания "История Украины".

Я ознакомился с весьма полезными материалами предстоящего спецвыпуска "Родины"*. Они касаются и общетеоретических, общеисторических тем, и конкретных событий украинской истории, а также взаимоотношений России и Украины, начиная с глубокой древности и вплоть до современного периода. Многие сюжеты, связанные с этими отношениями, сегодня подвергаются пересмотру, на Украине их пытаются "переписать". Поэтому, мне кажется, для педагогов Донбасса будет очень важным иметь возможность познакомиться с современными и объективными оценками прошлого нашей страны и прошлого Украины.

Стоит подумать о продолжении подготовки специальных материалов для педагогов Донбасса, которые были бы интересны именно им. Поэтому я бы хотел попросить их через "РГ", через журнал "Родина": задайте российским историкам свои вопросы. У нас уже есть опыт такого общения с преподавателями высших учебных заведений Донецка и Луганска, которые написали, какие исторические сюжеты для них представляются наиболее важными. Мы это использовали на курсах повышения квалификации, которые прошли в Ростове-на-Дону.

Что же интересно вузовским преподавателям? Во-первых, в поле внимания педагогов находятся современные подходы к методологии и теории истории, какие общие сюжеты микро-, макроистории сегодня интересуют мировую и российскую историческую науку. Второй момент касается истории России и Украины. Здесь я бы выделил проблему происхождения древнерусского государства и соответственно происхождения украинской государственности.

Еще один очень существенный вопрос, который затрагивался преподавателями Донбасса, был связан с XVII веком, со всей историей гетманства, историей воссоединения Украины с Россией. Эти сюжеты находят явно тенденциозную оценку в современной украинской историографии.

Большое внимание преподаватели уделили современным оценкам революции 1917 года, истории центральной Рады, роль которой явно преувеличена. Центральная Рада была под полным германским контролем. Особый интерес педагоги проявили к образованию Советского Союза, которому в этом году исполняется 100 лет. Наших коллег интересовало, в частности, как мы сегодня оцениваем это событие, со всеми "про" и "контра", плюсами и минусами. К слову, на последнем заседании ассоциации директоров институтов стран СНГ встал вопрос именно о том, какой статус приобрели республики, став частью Советского Союза, - правовой, политический, экономический.

И, наконец, весьма актуален вопрос об участии советского народа в Великой Отечественной войне. Педагоги, конечно, это знают, но мы еще раз должны напомнить, что Освенцим освобождали не "украинцы", а Первый Украинский фронт. В Советском Союзе не было национальных формирований, а названия фронтов были связаны с географией, с территорией, где происходили битвы. Помимо украинских фронтов у нас был Белорусский фронт. Никому же в голову не приходит заявлять, что там сражались исключительно белорусы. Были воинские части, которые действовали в тот момент на территории Прибалтики, освобождали ее от нацизма. Название фронтов носило прикладной характер и никакого отношения к национальному составу не имело. Сотни тысяч украинцев воевали на всех фронтах вместе с другими народами Советского Союза. Наши коллеги в бывших республиках СССР готовят материалы об участии их народов в Великой Отечественной войне в составе общей армии.

У нас есть идея продолжить курсы для преподавателей вузов Донбасса.

Я думаю, что можно было бы продумать вопрос о таких же курсах для школьных учителей истории. Поэтому так важно узнать, какие трудности преподавания и в каких темах есть у наших коллег-учителей.

Кстати, в России в последние годы очень много делается для того, чтобы оказать помощь нашим учителям-историкам. В 2014 году был принят так называемый культурный исторический стандарт, который заложил основы для подхода к самым разным сюжетам исторического прошлого нашей страны. Мы подготовили концепцию преподавания всеобщей истории в школе, где сделали попытку выделить ключевые моменты мировой истории, которые обязательны для преподавания в школах.

Хочу пожелать успеха всем учителям-историкам Донбасса. Надеюсь, что этот повод - выход специального номера "Родины" - откроет путь к тому, чтобы наладить наше планомерное сотрудничество. Спасибо за внимание.

* Ряд материалов спецвыпуска был опубликован в "Родине" за 2019-2022 годы.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться