Одним из значимых направлений внутренней политики большевиков в начале 1920-х гг. являлась борьба с политической и идеологической оппозицией. В рамках этой репрессивной политики в 1922-1923 гг. была проведена масштабная операция по высылке за рубеж и в отдаленные регионы РСФСР многих представителей научной и творческой интеллигенции.
Идея насильственного выдворения из страны интеллектуалов, не разделявших идеи большевиков, была сформулирована В.И. Лениным в статье "О значении воинствующего материализма" от 12 марта 1922 г., где он писал, что отдельных "преподавателей и членов ученых обществ" следует "вежливенько препроводить в страны буржуазной "демократии"2.
19 мая 1922 г. в письме Ф.Э. Дзержинскому Ильич уже давал конкретные инструкции по высылке "писателей и профессоров, помогающих контрреволюции", подчеркнув необходимость "...собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности" кандидатов на высылку, поручив это дело людям из Главного политического управления (ГПУ)3. В письме И.В. Сталину 16 июля 1922 г. Ленин, находившийся в то время в Горках после инсульта, писал о необходимости ускорить процесс высылки: "...надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго"4.
В исполнение директивы вождя органы ГПУ подготовили три списка научных и общественных деятелей, подлежащих высылке: 1) По Петрограду - 51 (чел.), 2) По Москве - 67, 3) По Украине (Харьков, Киев, Одесса и другие города) - 77, всего - 195 человек. Для окончательного рассмотрения кандидатов на высылку была создана специальная комиссия в составе: заместитель председателя ГПУ И.С. Уншлихт (председатель); член Политбюро ЦК РКП(б) Л.Б. Каменев, нарком юстиции Д.И. Курский, председатель Всеукраинской ЧК и ГПУ Украины В.Н. Манцев.
10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) утвердило представленные списки, предложив ГПУ "...подвергнуть обыску всех, арестовать же только тех, относительно которых имеется опасение, что они могут скрыться, остальных подвергнуть домашнему аресту"5. В этот же день ВЦИК принял постановление "Об административной высылке", где отмечалось, что "в целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям ... в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку за границу или в определенные местности РСФСР в административном порядке"6.
18 августа 1922 г. все списки, утвержденные Политбюро, поступили в секретариат В.И. Ленина с сопроводительной запиской Уншлихта: "Операция произведена в Москве и Питере с 16-го на 17-е, на Украине с 17-го на 18-е"7. С арестованных были взяты две подписки: обязательство не возвращаться в советскую Россию и выехать за рубеж за свой (при наличии собственных средств) или казенный счет"8. Исключение было сделано для врачей, которые подлежали высылке не за границу, а во внутренние губернии для помощи голодающим9.
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1922 г. начала заседать комиссия под председательством Дзержинского, которой предоставлялось право вносить изменения в список высылаемых. В нее вошли Уншлихт и член коллегии ГПУ Г.Г. Ягода. В результате рассмотрения большого количества ходатайств и просьб комиссия Дзержинского освободила от высылки 35 человек, включая экономистов Л.Н. Юровского и И.Х. Озерова, физика И.И. Куколевского, горного инженера Н.Е. Паршина и других специалистов, как "полезных" для народного хозяйства. Также было решено приостановить высылку литераторов Е.И. Замятина, В.Н. Крахмаля и ряда других инакомыслящих до решения вопроса о сотрудничестве с советской властью10. Остальные лица, указанные в списках, подлежали высылке.
23 сентября 1922 г. поездом в Ригу выехали высланные с семьями экономист А.В. Пешехонов, социолог П.А. Сорокин и др. 29-30 сентября из Петрограда в Штеттин (Германия) отправился пароход "Oberburgermeister Haken", на котором выехали более 30 (с семьями - около 70 человек) московских и казанских интеллигентов, в том числе философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, А.А. Кизеветтер. 16-17 ноября на пароходе "Пруссия" по тому же маршруту отправились 17 (с семьями - 44) петроградских профессоров и деятелей науки и культуры, в том числе философы Л.П. Карсавин и Н.О. Лосский. Всего в результате этой операции за рубеж был выслан 81 представитель оппозиционной интеллигенции (вместе с семьями - более 200 человек).
В статье "Первое предостережение", опубликованной в "Правде" 31 августа 1922 г., утверждалось, что "среди высылаемых почти нет крупных научных имен"11, что, разумеется, не соответствовало действительности. Высылка большого количества ярких ученых и философов существенно обеднила интеллектуальное развитие России. Президент Российской академии наук А.П. Карпинский еще в 1921 г. предупреждал Ленина о пагубных последствиях расправы с талантливыми учеными для развития науки в России, предсказывая печальные последствия государственного террора и беззакония для будущего страны12.
Примечательно, что сами советские руководители интерпретировали высылку оппозиционной интеллигенции как акт проявления "гуманизма по-большевистски". Так, председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий в интервью американской журналистке А.Л. Стронг, опубликованном в "Известиях" 30 августа 1922 г., говорил: "Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они - потенциальные орудия в руках наших возможных врагов ... Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту перед общественным мнением"13.
Одновременно с гонениями на оппозиционную интеллигенцию большевистское руководство проводило репрессии в отношении своих политических оппонентов - эсеров и меньшевиков. Показательный судебный процесс над правыми эсерами прошел в Москве с 8 июня по 7 августа 1922 г.14 Аналогичный процесс над меньшевиками готовился, но в итоге не состоялся.
В настоящую публикацию мы включили комплекс документов, раскрывающих деятельность большевистских руководителей в центре и на местах по подготовке к высылке за рубеж и в отдаленные районы РСФСР представителей политической и идеологической оппозиции преимущественно из числа меньшевистской интеллигенции. Процесс подготовки к высылке "буржуазных и антисоветских элементов" рассматривается на примере Петрограда (док. 1, 2), Грузии (репрессии в отношении меньшевиков в рамках "Грузинского дела", док. 3) и Украины (док. 4-6).
Узнав, что высланные в Прагу украинские профессора встречают радушный прием и поддержку со стороны чехословацкого правительства, Политбюро КП(б)У в ноябре 1922 г. обратилось в Политбюро РКП(б) с предложением пересмотреть решение о высылке за рубеж украинской профессуры (док. 4). Первоначально в Москве отказались удовлетворить предложение украинского Политбюро, однако в январе 1923 г. Политбюро ЦК РКП(б) согласилось с предложением заменить высылку за границу оставшимся украинским профессорам ссылкой в отдаленные губернии РСФСР (док. 6).
Публикуемые документы хранятся в РГАСПИ. (Ф. 17).
№ 1. Шифротелеграмма секретаря Петроградского губкома РКП(б) П.А. Залуцкого15 в ЦК РКП(б) И.В. Сталину
Смольный 3 сентября 1922 г.
МОСКВА ЦК РКП тов. СТАЛИНУ
копия тов. ЗИНОВЬЕВУ
В Питере меньшевизм представляет довольно реальную политическую силу. Это сказывается не только на их работе в пролетарских массах, но более того это сказывается на настроениях низовых ячеек предприятий нашей партии, которые последние годы приучены делать за массами. Помимо этого, меньшевики ведут подпольную кружковую работу, кой-где не без успеха получают необходимое пополнение своих организаций свежими силами, с которыми борьба труднее, чем со старыми, ибо их не знаешь.
Между тем Москва не утверждает наши списки меньшевиков интеллигенции. Мотивы Пека16 о высылке никогда не заслушали. В настоящее время по протекции освобождают меньшевиков Крахмаля, Канцеля17, из буржуазной интеллигенции проф. Штейна18, писателя Замятина из числа 36 человек. Пека же представил список более двухсот человек. Можно потребовать от Пека, чтобы он еще раз пересмотрел эти списки, чтоб дал большие доказательства, но освобождать по протекции и ходатайствам отдельных лиц, игнорируя Пека, это недопустимо, и благодаря Москве задерживается и почти срывается чистка предприятий от меньшевиков, эсеров и других, но высылка рабочих требует высылки интеллигенции.
Постановка работы среди студенчества требует удаления профессуры по общественным вопросам, в особенности со связанными руками, когда протекции выше мнения Пека это в должной мере нельзя сделать. Вынужден заявить, что такое положение дел создает условия для культивирования в Питере прошлой Кронштадтчины19, беспомощным наблюдателем быть чего я считал тяжким преступлением. Отвечать за Питерскую организацию при таком отношении ЦК нельзя, и я буду просить освободить меня от этого.
Секретарь Петргубкома РКП Залуцкий
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 168. Д. 10. Л. 1.
- Подлинник. Машинописный текст.
№ 2. Шифротелеграмма секретаря Сибирского бюро ЦК РКП(б) И.И. Ходоровского20 в ЦК РКП(б)
Весьма секретно
Ново-Николаевск 6 сентября 1922 г.
Москва ЦК РКП
Из Петрограда последовали в Иркутск высланные эсеры [и] меньшевики. Сиббюро считает недопустимым посылку их в Сибирь, где они имеют связи и корни, просим зависящих мер.
Секретарь Сиббюро ЦК РКП Ходоровский
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 168. Д. 10. Л. 21.
- Подлинник. Машинописный текст.
№ 3. Шифротелеграмма члена Президиума Закавказского крайкома РКП(б) Г.К. Орджоникидзе в ЦК РКП(б) И.В. Сталину
Весьма секретно
Отдельная Кавказская армия 11 сентября 1922 г.
Москва ЦК РКП тов. Сталину
Около двести человек меньшевиков готовы к высылке, но дело осложняется невозможностью отправить их через Батум, нет визы.
Единственный путь это через Россию, на что ГПУ не соглашается, предлагает нам послать фотографии и анкеты для получения визы, дело затянет[ся] надолго. Необходимо разрешить отправить их через Москву. Прошу срочного ответа.
Орджоникидзе
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 168. Д. 10. Л. 37.
- Подлинник. Машинописный текст.
№ 4. Выписка из протокола Политбюро ЦК КП(б) Украины N 91 "Об украинской эмиграции"
Харьков 1 ноября 1922 г.
Слушали:
Об украинской эмиграции. (докл[ад] т.т. Левицкого и Яковлева)
Постановили:
1. Считать необходимым перемещение издательства сменовеховской газеты из Вены в Прагу, ввиду того, что Прага является центром националистических петлюровских деятелей.
2. В качестве директивы представителям Украины за кордоном предложить поставить газету на платформу борьбы со всякими националистическими течениями, приняв в основу создание Союза Советских республик на принципе равноправного вхождения.
Что касается студенчества, считать необходимым проведение активной работы по его расслоению, в частности привле[че]нию его к работе в газете. Предложить НКВД рассмотреть смету газеты и изыскать средства. Вопрос о назначении газеты передать в разрешение тт. Левицкому, Яковлеву и Лебедю21. Что касается профессуры, поручить ГПУ предупредить Москву о том, что ввиду затруднений в работе по расслоению Закордонной украинской интеллигенции не высылать профессоров за границу и одновременно просить об означенном ЦК РКП.
Секретарь ЦК КПУ Лебедь
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 388. Л. 83-83 об.
- Подлинник. Машинописный текст.
№ 5. Записка заместителя председателя ГПУ И.С. Уншлихта в Оргбюро ЦК РКП(б)
C[овершенно] Секретно
Москва 13 ноября 1922 г.
В Оргбюро ЦК РКП
По поводу предложения ЦК КПУ об отмене высылки за границу украинских профессоров ГПУ доводит до сведения Оргбюро, что высылка по отношению к части украинских профессоров уже отменена по распоряжению ЦК КПУ. ГПУ не возражает против замены высылки за границу высылкой в отдаленные пункты РСФСР.
По отношению к другим украинским профессорам-националистам, намеченным к высылке, окончательное решение вопроса об изменении меры административной репрессии по отношению к тому или другому лицу должно быть представлено ЦК КПУ.
Зампред ГПУ /Уншлихт/
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 388. Л. 81-81 об.
- Подлинник. Машинописный текст.
- Подпись И.С. Уншлихта - автограф.
№ 6. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) протокол N 43, п. 7 "Об украинской интеллигенции"
Москва
11 января 1923 г.
Слушали:
Об украинской интеллигенции (Уншлихт)
Постановили:
а) Принять предложение Уншлихта о замене украинцам высылки за границу высылкой в отдаленные пункты РСФСР с тем, чтобы список был предварительно пересмотрен комиссией в составе Каменева, Курского и Уншлихта;
б) Предложить ГПУ усилить наблюдение за лицами либеральных профессий и своевременно принимать меры к обезвреживанию врагов советской власти.
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 329. Л. 2.
- Подлинник. Машинописный текст.
Публикацию подготовили заместитель начальника отдела использования документов РГАСПИ, кандидат исторических наук Александр ЛУКАШИН и преподаватель факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Елена ЛУКАШИНА.
- 1. Впервые это название появляется в литературе в 1990 г. См.: Хоружий С.С. Философский пароход: Как это было // Литературная газета. 1990. 9 мая.
- 2. См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В.И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - 5-е изд. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1970. - Т. 45. Март 1922 - март 1923. С. 32-33.
- 3. Письмо В.И. Ленина Ф.Э. Дзержинскому. 19 мая 1922 г. // РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211. Л. 2 об.
- 4. Ленин В.И. Неизвестные документы. 1891-1922. М., 1999. С. 544-545.
- 5. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов. 10 августа 1922 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 307. Л. 2.
- 6. Опубликовано: Известия. 1922. 18 августа. С. 3.
- 7. Записка И.С. Уншлихта В.И. Ленину. 18 августа // РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. 2603. Л. 1-1 об.
- 8. "Очистим Россию надолго". К истории высылки интеллигенции в 1922 г. / Вступительная статья, комментарии и подготовка документов к публикации А.Н. Артизова // Отечественные архивы. 2003. N 1. С. 67-68.
- 9. См.: Квакин А.В. Высылка интеллигенции в 1922-1923 годы: мифы и реальность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. N1 (9). С. 104.
- 10. См.: Выписка из протокола N 1 заседания комиссии под председательством тов. Дзержинского от 31.08.1922 по пересмотру ходатайств об отмене высылки лиц, о которых соответствующими учреждениями делались заявления об оставлении на местах // РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2603. Л. 15-16.
- 11. Первое предостережение // Правда. 1922. 31 августа. С. 1.
- 12. См.: Селезнева И.Н., Яшин Я.Г. Мишень - российская наука // Вестник РАН. 1994. N 9.
- 13. См.: Тов. Троцкий об отношении Европы и Америки // Известия. 1922. 30 августа. С. 1.
- 14. См.: Судебный процесс над социалистами-революционерами (июль-август): Подготовка. Проведение. Итоги. М., 2002.
- 15. Залуцкий Петр Антонович (1887-1937) - в 1921-1922 гг. член Оргбюро ЦК РКП(б).
- 16. Пека - сокращение от "Петроградский комитет".
- 17. Крахмаль Виктор Николаевич (1873-1933) - меньшевик, арестован органами ГПУ 16 августа 1922 года. Освобожден от высылки по постановлению Комиссии ГПУ по административным высылкам от 31 августа 1922 г.
- 18. Штейн Виктор Морицович (1890-1964) - экономист, китаевед, редактор журнала "Экономическое возрождение". В августе 1922 г. был арестован ГПУ, подлежал высылке, но был амнистирован.
- 19. Речь идет о Кронштадтском восстании 1921 г.
- 20. Ходоровский Иосиф Исаевич (1885-1938) - в 1921-1922 гг. секретарь Сибирского бюро ЦК РКП(б).
- 21. Лебедь Дмитрий Захарович (1893-1937) - с ноября 1920 по май 1924 гг. 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем