2 января 1963 года дважды Герой Советского Союза летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух первый опытный экземпляр дальнемагистрального турбореактивного авиалайнера Ил-62, созданного в конструкторском бюро Ильюшина. Без преувеличения: этот самолет, который создавался под непосредственным руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина, - настоящая веха в истории отечественного авиастроения.
Ил-62 стал первым советским реактивным самолетом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелеты. В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Так, компоновка двигателей в кормовой части фюзеляжа позволила значительно снизить шум в пассажирском салоне и повысить аэродинамическое качество "чистого" крыла. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку - при отказе даже двух двигателей!
После замены двигателей НК-8-4 на более совершенные Д-30КУ и выполнения других конструктивных доработок значительно увеличились дальность полета Ил-62, его коммерческая нагрузка и экономическая эффективность. Новая модификация получила название Ил-62М, и самолет многие годы по праву считался флагманом "Аэрофлота". Он успешно летал на дальних трассах, таких как Москва-Токио и других. А в июне 1975 года на нем был успешно совершен перелет по знаменитому чкаловскому маршруту - из Москвы через Северный Полюс в США. Как и прилет в Ванкувер в 1937 году экипажа Валерия Чкалова, перелет Ил-62М за океан через полюс вызвал у американцев бурю восторга…
"Ильюшинцы" гордились тем, что на "Илах" всегда летали члены правительства страны. Так, Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 стал любимым самолетом Брежнева. Кстати, известно, что Леонид Ильич был заядлым игроком в домино. Поэтому, рассказывают, практически после каждого перелета приходилось полировать стол в основном салоне: зачищать царапины…
В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил "бортом №1" для перевозки первых лиц государства: от Брежнева до Ельцина. Он перестал быть "самолетом Президента" лишь в 1995 году, когда на смену пришел Ил-96.
Ил-62 получил широкое международное признание. Значительная часть этих машин изготовлялась на экспорт. Как говорят эксперты, популярность авиалайнера отчасти была связана с наличием нескольких модификаций, расширяющих возможности и повышающих характеристики самолета.
Всего было выпущено 289 экземпляров Ил-62 (с прототипами). На этом самолете установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полета.
Справка "РГ"
Самолет Ил-62 стал последним проектом легендарного конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и последним самолетом, испытанным не менее легендарным летчиком Владимиром Константиновичем Коккинаки.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем