Атомный проект СССР прочно связан с именем Игоря Курчатова - выдающегося ученого, который одним из первых в СССР приступил к изучению физики атомного ядра. Примечательно, что в 1936 году - всего за пару лет до открытия деления урана - состоялась специальная сессия Академии наук СССР, на которой была раскритикована не имеющая "практической перспективы" работа по ядерной физике. Ее активно проводили в Ленинградском физико-техническом институте, где с 1925 года работал Курчатов.
Вместе с другими молодыми учеными Игорь Васильевич трудился под руководством академика Иоффе, сумевшего организовать настоящую школу советской физики. Среди его подопечных были будущие лауреаты Нобелевской премии Петр Капица, Лев Ландау и Николай Семенов, а также соратник Курчатова по атомному проекту Анатолий Александров.
Неудивительно, что в дальнейшем уже сам Курчатов станет центром притяжения выдающихся умов - знаменитыми учеными станут его сподвижники и ученики Виктор Адамский, Андрей Сахаров и многие другие.
Под руководством Курчатова создали первый циклотрон в Европе, сооруженный в Радиевом институте в Ленинграде (1937), первый в Европе атомный реактор Ф-1, заработавший в Москве (1946), первую советскую атомную бомбу РДС-1 (1949), первую в мире термоядерную бомбу РДС-6с (1953), первую в мире промышленную атомную электростанцию - Обнинскую АЭС (1954), первый советский атомный реактор для подводных лодок (1958), первый в мире атомный реактор для ледоколов (1959)...
Почти все эти разработки созданы на базе Лаборатории № 2 АН СССР, образованной еще 28 сентября 1942 года по постановлению ГКО № 2352 "Об организации работ по урану". В дальнейшем лаборатория стала Институтом атомной энергии, затем она получила имя Курчатова, ныне - национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Именно оттуда на хранение в РГАКФД в 1960-х годах поступили фотографии, которые мы публикуем сегодня.
Многие из этих снимков традиционно публикуются в воспоминаниях об Игоре Курчатове. Удивительно единство мнений о нем. Политики первой величины, многочисленные соратники по науке, ученики родом не только из СССР, отмечают его поразительную работоспособность и выдающиеся организаторские способности. Без этих качеств были бы невозможны реализованные проекты. Тем не менее высокий авторитет Игоря Васильевича опирался не только на научные успехи, но и на человеческие качества - внимательность не только к расчетам, но и к своим соратникам.
Супруга одного из коллег Курчатова, англичанка по происхождению, в письмах к своей сестре рисует Игоря Васильевича как преданного своей работе, решительного и целеустремленного человека. Но она пишет также и о том, что он "такой добродушный, как игрушечный медвежонок, и никто не может сердиться на него".
Однако этот "игрушечный медвежонок" умел охранять свое личное пространство и устанавливать незримую дистанцию между собой и сотрудниками. В воспоминаниях одного из коллег, работавших с Курчатовым в 50-е годы, он предстает как человек закрытый, многослойный, а потому идеально подходящий для проведения секретных работ.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем