Картины и рисунки художников-фронтовиков выставили в Областном музее имени Ивана Крамского к 80-летию со дня освобождения Воронежа от фашистских захватчиков. Немцев окончательно выбили 25 января 1943 года, спустя 212 дней сражений.
К юбилейной дате из фондов музея выбрали около 120 работ местных и московских мастеров. Выставка "Подарившие нам мир и красоту" делится на две неравные части: на антресолях зала размещены драматичные, сдержанные по колориту произведения, посвященные войне, внизу - сюжеты более позднего времени: строительство фабрик и жилых кварталов, колхозные будни, буйство цвета и света в самых обыденных пейзажах.
Воронежу повезло: в 1943-м здесь побывали выдающиеся художники-графики Владимир Богаткин и Виталий Демидов. Их тонкие рисунки тушью и акварелью на пожелтевшей бумаге - яркое свидетельство того, каким стал город в результате боев. Баррикады, брошенные танки, развалины домов... Демидов, автор плакатов для "Окон ТАСС", специально рвался на освобожденные территории, чтобы запечатлеть их для истории. Глядя на Воронеж его глазами, мы видим город, который почти убит. Но - работает уличный репродуктор, тянет санки водовоз, ходят патрули, гонят куда-то колонну пленных немцев.
Серию фронтовых зарисовок подарила музею дочь Семена Легени. Уроженец Бутурлиновки, работавший декоратором в воронежском драмтеатре, он был призван в армию в июле 1941 года и дошел до Бреслау. В полевых условиях создал более сотни акварелей, пастелей и карандашных рисунков - живых, порой забавных, с характерными деталями.
Особое место в ряду воронежских живописцев-фронтовиков занимал Михаил Лихачев - паренек из Бабякова попал в солдаты вскоре после поступления в худучилище, побывал в плену. После войны числился "подозрительным". Даже прославленный коллега, сам участник Великой Отечественной Василий Криворучко ставил плен ему в вину. Хотя и защищал, как мог, от нападок по творческой линии. На выставке есть картина Лихачева "Военнопленный" 1956 года - согбенный, исхудавший мужчина в коричневой шинели без знаков различия и низко натянутом подшлемнике, с жестяной банкой вместо кружки или котелка. Сегодня зритель вряд ли разберет, к какой армии относился этот герой. Важно одно: это человек, и он страдает.
- Лихачев всю жизнь служил Отечеству. Его вызволили из круга "неблагонадежных", но в Союз художников так и не приняли, - рассказала воронежский художник и скульптор Валентина Сумина. - Сейчас звания раздают направо и налево. А тогда пробиваться было трудно - и Федору Сушкову, автору проекта памятника Славы в Воронеже, и Зиновию Попову. А что крамольного было в их работах?.. Пейзажи Попова - как тихая свирель, поют о красотах нашего края. Участники войны, они все были недвоедушные. Могли выглядеть горластыми, но говорили по делу. Как-то раз я спросила художника-фронтовика Бориса Шевардина, что для него значит война. Он описал картину, которая врезалась ему в память: солдаты идут, направо - сгоревшее село, налево - тоже, и вдруг где-то кричит петух. Кругом ад, непонятно, как чем все кончится, но жизнь должна продолжаться.
"Мирная" часть экспозиции знакомит с творчеством Григория Гончарова из Россоши, Петра Шолохова из Борисоглебска, Николая Василенко из Залимана и Михаила Фролова из Нелжи.
- Во время и после войны в истории советской живописи появился новый герой - человек самоотверженный, способный на невероятную стойкость в борьбе за существование. Это время небывалого подъема. Несмотря на трудности и память о перенесенном горе, люди радовались, рождались дети... Об этом и замечательные "Свекловичницы" Лихачева, и картины Василия Криворучко, и графика Алексея Еременко, - отметила заведующая научно-просветительским отделом музея Лариса Китаева.
Выставка продлится до 26 февраля 2023 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем