Венценосный беглец
На гербе древнего города-крепости Бендеры изображен удивительный зверь - лежащий на черном поле желтый лев с грустным человеческим лицом. Этот необычный образ, рисуемый так не по букве геральдических документов, но в силу вековой традиции, исполнен глубокого символизма и напрямую связан с одной из самых ярких страниц в истории Бендерской крепости. Со времен средневековой династии Фолькунгов золотой коронованный лев был частью королевского герба Швеции. И когда в 1826 г. в Российской империи устанавливали городской герб для недавно покоренных Бендер, это стало тонким и зримым аллегорическим напоминанием о еще более давних событиях - о триумфе царя Петра I и о злоключениях его главного противника, короля Карла XII.
После разгрома в Полтавской баталии 8 июля 1709 г. шведский монарх со своей свитой, личной охраной - драбантами1 - и горстью солдат и офицеров бежал на юго-запад, во владения Османской империи, получив убежище у стен мощной турецкой крепости Бендеры на правом берегу Днестра. Здесь ему пришлось задержаться на три с половиной года, в течение которых Карл XII пытался за тысячи верст управлять своим воюющим королевством, интриговал против России при дворе султана и крымского хана, искал новых союзников и ресурсы для продолжения борьбы за гегемонию в Восточной Европе. Кстати, помимо короля Швеции в те же годы в Бендерах нашли пристанище и два других правителя, также потерпевших поражение в борьбе с Россией, - польский король Станислав I Лещинский и украинский гетман-изменник И. Мазепа.
По словам дореволюционного историка, стены Бендерской крепости так же напоминают о падении Карла XII, как остров Св. Елены служит символом печальной участи другого монарха-завоевателя, Наполеона I2. История тех событий богата ярким восточным колоритом. Поэтому она неизменно привлекала внимание историков и краеведов, поражала творческое воображение философов и поэтов, таких как Вольтер и А.С. Пушкин, служила источником вдохновения для живописцев и даже... шахматистов.
Выдумщик Лойд
Одному из эпизодов пребывания Карла XII в лагере под Бендерской крепостью посвящена шахматная задача, известная как поклонникам этой игры, так и людям, интересующимся историей Петровской России. Речь о том, как король Швеции в Бендерах невозмутимо играл в шахматы под неприятельским обстрелом, и пули, сбивавшие фигуры на доске, дважды меняли положение, открывая путь для новых решений.
Однако связанные с этим эпизодом исторические события пересказываются зачастую с рядом совершенно недостоверных деталей. Так, иногда утверждается, что пули, залетавшие в королевские покои, были русскими, что просто невозможно, ведь русские войска впервые в истории подошли под стены Бендер лишь более полувека спустя, в октябре 1769 г., что предшествовало эпической осаде и штурму крепости в 1770 г.
Также бытует версия, что оппонентом Карла XII в той партии был Мазепа. Однако если бывший гетман и играл в шахматы, то после Полтавы ему было явно не до того. Потрясенный морально и физически, Мазепа вскоре заболел и умер в селе Варница 21 сентября (2 октября) 1709 г., обогатив местный фольклор преданиями о якобы спрятанных им под Бендерами баснословных сокровищах и даже о "золотой карете". А интересующая нас шахматная задача связана с событиями так называемого "калабалыка", или, в переводе с турецкого, сумятицы, беспорядков под Бендерами зимой 1713 г. Местом действия стала даже не сама Бендерская крепость, куда шведы допущены не были, а их лагерь, расположенный в селе Варница к северу от крепости (ныне пригород Бендер).
Породившая все эти версии шахматная задача была придумана американским шахматистом и автором различных головоломок Сэмюэлем Лойдом (1841-1911) и впервые опубликована в мартовском номере журнала "Шахматный ежемесячник" (Chess Monthly) в 1859 г. под заглавием "Карл XII в Бендерах"3. Представленные в ней шахматные позиции сопровождались увлекательной исторической фабулой, но в примечании редакции было отмечено, что "позиции в этой статье и события очерка всецело принадлежат изобретательному таланту S.L.", то есть придуманы самим автором4.
Королевское решение
Суть рассказанной Лойдом истории такова. После трех с половиной лет пребывания Карла XII в Бендерах турецкие власти приняли решение о выдворении его за пределы Османской империи. Король отказался подчиняться диктату, и тогда турки решили действовать силой. Прибывшие под Бендеры турецкие и татарские войска окружили шведский лагерь, в центре которого стоял построенный для Карла XII обширный дом. Шведы стали готовиться к обороне. Турки имели приказ взять Карла живым, поэтому избегали вести прицельный огонь по расположению шведов. Однако в знак угрозы и серьезности своих намерений они производили отдельные беспокоящие выстрелы в сторону королевского особняка.
Однажды в последних числах января 1713 г., за несколько дней до решающих событий, Карл XII в послеобеденное время играл в шахматы со своим фаворитом и постоянным наперсником по игре Кристианом Альбрехтом Гротхузеном (1680-1715). Это вполне реальная и примечательная историческая фигура. Гротхузен, курляндский немец по происхождению, в то время был полковником и лейтенантом драбантов, а также исполнял обязанности казначея.
Играя белыми, Карл XII под конец партии долго разглядывал доску и затем объявил своему противнику мат в три хода [5].
В этот момент влетевшая в окно турецкая ружейная пуля сбила с доски и раздробила белого коня, стоявшего на клетке e1. Гротхузен от неожиданности вскочил с кресла, но король с невозмутимым спокойствием приказал поставить на то же место другого белого коня. А пока полковник собирался сделать это, Карл XII, изучив возникшую на доске новую ситуацию, сообщил, что он готов вообще уступить эту фигуру и что теперь Гротхузен также получит мат, но уже в четыре хода [6].
Сразу после этих слов в открытую дверь комнаты залетела еще одна пуля, которая на сей раз уничтожила белую пешку на клетке h2. Карл XII с саркастической усмешкой заявил, что у Гротхузена хорошие друзья на стороне турок и что он впервые видит, чтобы в шахматы играли с помощью мушкетов. Затем, опять рассмотрев доску, король громко рассмеялся и заявил сопернику, что и без пропавшей пешки он все равно поставит ему мат, но теперь только через пять ходов [7]. И после этого августейший шахматист не позволял Гротхузену покинуть опасную, простреливаемую противником комнату до тех пор, пока тот сам не решил задачу.
Опубликованная Лойдом задача "Карл XII в Бендерах" снискала огромную популярность в шахматном мире, а благодаря яркой и образной фабуле ее называют одной из лучших шахматных историй, написанных когда-либо. Впоследствии другие шахматисты придумывали различные дополнения, основанные на допущении, что пули сбивали другие фигуры, и предлагали альтернативные решения. Для нас же наиболее любопытным представляется вопрос, какова реальная историческая подоплека этой вымышленной истории.
Калабалык в Варнице
После неудачного для России Прутского похода 1711 г. русская дипломатия вела с Высокой Портой напряженные переговоры о заключении мира. Одним из принципиальных условий российской стороны было удаление Карла XII из пределов Османской империи. Его затянувшееся пребывание под Бендерами и для самих турок было весьма обременительным и политически, и материально. Вначале Карла XII пытались убедить покинуть османские владения добровольно, но тот отказался, заявляя о намерении бендерского сераскера5 и крымского хана выдать его в руки врагов.
Тогда османская сторона начала оказывать давление. Был прекращен подвоз в шведскую колонию продовольствия. Сопровождавшие Карла XII казаки, поляки и молдаване были принуждены покинуть его. В королевском лагере остались одни шведы, около трехсот солдат и гражданских служащих. От своих информаторов Карл XII имел точные сведения о намерении турок атаковать вооруженной силой и стал готовиться к обороне. Не имея людей для защиты всего обширного лагеря, король решил сосредоточиться на обороне центральной части, где располагался его двухэтажный особняк, помещение канцелярии, дома генералов и министров6.
В своем доме Карл XII приказал выбить окна и соорудить в оконных проемах брустверы для стрельбы. 29 января король получил известие, что атака турок состоится через два дня. Шведы предприняли попытку спешно соорудить земляной вал и ров, однако из-за сильного мороза земля смерзлась, и окопаться не удалось. Тогда по периметру обороны были поставлены баррикады из телег, мебели и строительного мусора7.
В своей "Истории Карла XII" Вольтер писал:
"Тем временем турки и татары со всех сторон обложили маленький королевский лагерь. Нимало сим не смущаясь, Карл приказал делать ретраншементы и работал собственными руками, подавая пример своему казначею, всем секретарям и всей прислуге. Одни загораживали окна, другие крест-накрест вкапывали за дверьми брусья и балки. Когда весь дом был прочно забаррикадирован и король осмотрел все сии сооружения, претендовавшие именоваться ретраншементами, он спокойно уселся играть в шахматы со своим фаворитом господином Гротгусеном, почитая себя как бы в полнейшей безопасности"8.
В своем труде, вышедшем в 1732 г., Вольтер опирался на рассказы людей из непосредственного окружения Карла XII в Бендерах, таких как голштинский дипломат Ф.Э. фон Фабрис, граф С. Понятовский и др. Поэтому при архаичной и беллетризованной форме повествования труд Вольтера представляет бесспорную научную ценность. Практически несомненно, что именно цитированные слова Вольтера, прямо или в чьем-то пересказе, более века спустя дошли до молодого американского шахматиста Лойда и вдохновили придуманную им историю и шахматную задачу.
Решающие события произошли через два дня, 310 лет назад, 1 (12) февраля 1713 г. Вначале турки пытались воздействовать на психику осажденных оглушительными криками и восточной музыкой. Шведы отвечали трубами и барабанами. Король приказал усилить звуковой отпор и послал на балкон нескольких горнистов, один из которых был тут же застрелен. Затем турки и татары пошли на приступ и сумели прорваться на возведенные шведами баррикады. Они устремились к королевскому дому, где рассчитывали взять богатую добычу, и сумели занять большую часть его. Король со шпагой в руке отчаянно сражался возле дома. В рукопашной свалке он упал на землю, на него навалились янычары, но телохранители сумели отбить его. Турки в основном избегали стрелять, но один пистолетный выстрел все же задел бровь, кончик носа и ухо короля. Пробившись в дом и забаррикадировавшись в нем, Карл и оставшиеся при нем 42 человека очистили остальные комнаты от турок и заняли оборону.
Потерпев неудачу со штурмом, турки попытались выманить короля и его соратников путем поджога. Когда здание было охвачено пламенем, шведы решили с оружием в руках прорываться в соседнее здание канцелярии. Однако Карл, зацепившись шпорой, споткнулся и упал, после чего на него и телохранителя сверху набросились два десятка турок и полностью их обездвижили. С этого момента борьба прекратилась, и к восьми часам вечера "калабалык" в Варнице закончился9.
Удивительно, как 18-летний шахматист из Нью-Йорка, едва ли имевший обширные познания в европейской военно-политической истории XVIII века, сумел по доступной ему литературе тонко и правдоподобно передать в кратком этюде ряд подлинных фактов и, главное, воспроизвести атмосферу момента. Во всяком случае, факты свидетельствуют, что при всей осторожности турок ружейные выстрелы по королевскому дому действительно производились и что в течение осады и штурма Карл XII сохранял редкое самообладание, старался передать его своим подданным и был готов бороться до конца.
Смертельный эндшпиль
В придуманной Лойдом истории турецкие пули сбивали фигуры с шахматной доски, оставляя игроков невредимыми. В действительности судьба оказалась не столь благосклонна к участникам той партии. Им обоим предстояло пасть от неприятельских пуль. Спустя неделю после "калабалыка" Карл XII с немногочисленной свитой был вывезен турками из Бендер в Адрианополь во Фракию и там еще полтора года содержался попеременно в замке Тимур-Таш и городе Демотика. Затем в октябре 1714 г. он уехал в Швецию, где продолжил Северную войну с обширной коалицией противников. Однако военные силы и ресурсы Швеции были исчерпаны.
16 ноября 1715 г. генерал-майор кавалерии Гротхузен был смертельно ранен в бою на острове Рюген, во время отчаянной попытки Карла XII атаковать укрепленный лагерь пятикратно превосходящих прусско-датско-саксонских войск. Под королем в том бою была убита лошадь, а сам он был ранен пулей в грудь и еле спасся. Считается, что это было первым поражением шведских войск под водительством самого Карла XII в полевом бою (под Полтавой он не мог лично командовать из-за раны). А спустя три года, 30 ноября 1718 г., в осадных траншеях под норвежской крепостью Фредрикстен ружейная пуля попала в голову короля Швеции, оборвав его жизнь.
Поход в Россию и поражение под Полтавой стали поворотным моментом в судьбе этого выдающегося монарха, после чего военная удача отвернулась от него. Имеющиеся источники не позволяют историкам и шахматистам судить, насколько хорошим мастером этой игры был Карл XII. Присущую ему склонность к авантюрам едва ли можно считать качествами настоящего гроссмейстера. В конце концов, тот же Вольтер писал: "Если мелочи могут показывать человека, то стоит сказать, что в игре сей Карл всегда ходил королем и употреблял его чаще всех других фигур, отчего и проигрывал все партии"10.
Для тех, кого заинтересовала эта история и кто не столь глубоко погружен в шахматные задачи, приведем классические варианты ее решения.
Мат в три хода:
1. Лxg3 Сxg3
2. Кf3 Сxh2
3. g4#
Мат в четыре хода:
1. hxg3 Сe3
2. Лg4 Сg5
3. Лh4+ Сxh4
4. g4#
Мат в пять ходов:
1. Лb7 Сe3
2. Лb1 Сg5
3. Лh1+ Сh4
4. Лh2 gxh2
5. g4#
- 1. Драбанты - охрана короля.
- 2. Брун Ф.К. Следы лагеря Карла XII, возле Бендер, у селения Варницы // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1848. Т. 2. С. 555.
- 3. Loyd S. Charles XII at Bender // The Chess Monthly, an American Chess Serial. N.Y., 1859. Vol. 3. P. 77-82.
- 4. Ibid. P. 77.
- 5. Сераскер - командующий войсками.
- 6. Наиболее подробное исследование пребывания Карла XII в Бендерах см.: Denndorf R.R. Refugiul regelui suedez Carol al XII-lea (1709-1714) i]^[n Imperiul Otoman: calabala]^[cul de la Varnit,a. Chis,inu, 2019.
- 7. Ibid. P. 191-193.
- 8. Вольтер. История Карла XII, короля Швеции, и Петра Великого, императора России. СПб., 1999.
- 9. Denndorf R.R. Refugiul regelui suedez Carol al XII-lea... P. 198-207.
- 10. Вольтер. История Карла XII. С. 144.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем