издается с 1879Купить журнал

Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка: Месть бесстрашного орла

В августе 1943 года летчик-ас сбил девять немецких самолетов, отомстив за девятерых погибших друзей

Летом 1945 года прибывший для участия в параде Победы сводный полк 1-го Украинского фронта высадился из вагонов на восточной окраине Москвы.

Дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Дмитрий Глинка (справа).

Дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Дмитрий Глинка (справа).

И по шоссе Энтузиастов, через заставу Ильича двинулся к Хлебниковским баням.

Уже перед ними знаменосца полка, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина атаковали московские девушки1. Поцелуев и объятий досталось, надо полагать, и одному из ассистентов знаменосца - дважды Герою Советского Союза Дмитрию Глинке, позывной которого "ДБ" ("Дмитрий Борисович") еще в августе 1943-го стал известен из газет всей стране.

Вымывшись в банях, полк проследовал в Лефортовские казармы...

Через несколько дней на параде, 24 июня 1945 года, гвардии полковник Покрышкин нес штандарт 1-го Украинского фронта, а гвардии майор Глинка, с шашкой "на плечо", шел метрах в двадцати правее и сзади, в первой шеренге знаменосцев полка.

Правофланговым.

Участники Парада Победы - трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель, знаменосец 1-го Украинского фронта Александр Покрышкин (слева) и дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Дмитрий Глинка. Июнь 1945 года. Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

"Птица высоколётной породы"

Путь в авиацию у родившегося 27 ноября (по новому стилю 10 декабря) 1917 года в селе Александров Дар (ныне в черте города Кривой Рог) Дмитрия Глинки был типичен для предвоенных лет.

Детство в семье рабочего-горняка, работа электриком. Желание летать, совмещение работы с учебой в аэроклубе. И, наконец, в 1937-м, - военная авиашкола...

Однако летчиком-истребителем "ДБ" оказался редким, просто прирожденным2.

"Любит выполнять роль воздушного охотника", - подчеркнул 1 апреля 1943 года командир полка3. Еще бы: это же мечта настоящего летчика-истребителя! "Охотник" нацелен на одно - на поиск и уничтожение противника!

"Тонкие губы, крупный черкесский нос, широкие, зоркие глаза и особенно веки, нависшие, складчатые, как у очень пожилых людей или птиц высоколетной породы. Орел! Вот кого мгновенно вспоминаешь, взглянув хотя бы мельком на Дмитрия Борисовича, - писал беседовавший со старшим лейтенантом Глинкой в апреле 43-го поэт Илья Сельвинский. - Орел"4.

На орла он был похож и фигурой - "огромный и немножко неуклюжий на земле"5.

И, конечно, неуступчивым бойцовским характером.

Покинув 9 мая 1942 года с парашютом подожженный в бою Як-1, лейтенант Глинка получил, приземляясь, тяжелое сотрясение мозга. Но, узнав, что его могут списать из истребительной авиации, сбежал из госпиталя в свой полк!

Истребитель "Аэрокобра" (Р-39К-1), на котором летал Дмитрий Глинка. 1943 год.

Тактик

Но выделялся Дмитрий Глинка не азартом охотника. И даже не идеальной техникой пилотирования - хотя машину чувствовал "спиной, плечами, подошвами", "всем телом", "инстинктом"6! Виртуозов-пилотажников и яростных воздушных бойцов в советских ВВС было не так уж и мало (взять хотя бы старшего брата Дмитрия, его однополчанина Бориса Глинку).

Выделялся "ДБ" талантом тактика.

Он одним из первых в советской истребительной авиации - в апреле 1943-го, в первом воздушном сражении на Кубани, - освоил передовую тактику воздушного боя. Основанную на применении вертикального маневра и на умении вести бой в группе.

Атаковать так, чтобы враг не успел среагировать, - обрушиваться на большой скорости сверху и "свечой" уходить вверх для нового удара!

Не допускать распада боя на индивидуальные поединки, вести его группой! Когда взаимодействуют друг с другом пары и четверки истребителей, разнесенные по высоте. Когда атакованной паре или четверке помогает другая, идущая над ней, а этой другой - третья (идущая еще выше). Когда противника, ушедшего из-под огня одной пары, перехватывает другая - и так далее.

И все это - по замыслу и командам ведущего группы.

Вот таким искусным ведущим группы, талантливым организатором группового боя и был Дмитрий Глинка7. Он умел быстро оценить обстановку (а она в воздухе менялась в секунду!), быстро выбрать боевой порядок, вовремя перенацелить пару или четверку.

Самородок

И что удивительно: еще до войны было признано, что "тактически грамотные командиры - это на 99% люди с хорошим общим развитием и широким кругозором. Исключения единичны"8.

А у "ДБ" было всего шесть классов!

Да и вообще это был далеко не интеллектуал вроде Покрышкина - корпевшего в свободное время над тетрадью, анализируя тактику истребительной авиации, вычерчивавшего схемы и графики. "Не любит писанины", - характеризовал Дмитрия командир полка.9

Да, он любил читать - но (как подметил написавший об этом Сельвинский) шевелил, читая, губами. (Может, потому, что учился в украинской школе? Когда, поступая в 1945-м в Военно-воздушную академию, Дмитрий писал диктант, он то и дело применял украинское правописание10).

Нехватка общей культуры проявлялась у "ДБ" и в откровенно хулиганских поступках11. И в неосторожном обращении с трофейными боеприпасами - из-за чего получил множественные ранения и надолго выбыл из строя в первых числах сентября 1943-го...

И тем не менее самостоятельностью мышления - необходимой для принятия адекватного мышления в бою - он обладал! "По своему характеру упрям и никаких авторитетов не признает [...]", - отметила послевоенная академическая характеристика12.

Это то самое "единичное исключение", один случай из ста.

Братья. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка и Герой Советского Союза Борис Глинка.

Однополчанин

Звездный час Дмитрия Глинки - это 1943 год, весенние воздушные сражения на Кубани и августовские бои у северных границ Донбасса (южнее Изюма) и над Донбассом.

Это было еще очень нелегкое время, время тяжелых потерь. Люфтваффе на Восточном фронте были еще сильны, их пилоты находились на пике боевой формы. Всего за одиннадцать дней, с 18 по 28 августа 1943 года, 100-й гвардейский истребительный авиаполк, в котором служил Дмитрий Глинка, потерял в боях с немецкими асами южнее Изюма и над восточной частью Донецкой области 9 летчиков - почти 30% штатного состава.

"Таких потерь за такой срок эта авиационная часть не знала за всю войну"13...

Вот в это время "ДБ" и получил обе свои "Золотые Звезды" - 24 апреля и 24 августа 1943 года. (А его 45-й истребительный авиаполк стал 17 июня 100-м гвардейским).

В том же трудном августе Дмитрий отработал за всех девятерых погибших однополчан. На его счет занесли тогда 9 немецких самолетов (в том числе 7, сбитых над Донецкой областью)15.

К концу войны Дмитрий Глинка оказался шестым по результативности советским асом: 50 официально засчитанных лично сбитых самолетов. Больше было только у Ивана Кожедуба (64), Григория Речкалова (61), Николая Гулаева (55), Александра Покрышкина (53) и Кирилла Евстигнеева (52)16.

И только двое из первой шестерки, кроме "ДБ", имели орден Александра Невского - выше которого в летной среде ставили только орден Красного Знамени17. Ведь "Невским" награждали за умелое вождение группы - а это, по мнению летной братии, было посложнее, чем командование полком или дивизией!

  • 1. Лазарев О.В. "Летающий танк". 100 боевых вылетов на Ил-2. М., 2013. С. 327.
  • 2. Дольников Г.У. Летит стальная эскадрилья. М., 1983. С. 57.
  • 3. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 28. Л. 89.
  • 4. Сельвинский И. Чувство неба // Красная Звезда. 1943. 30 апреля. N 101 (5472). С. 3.
  • 5. Белявский П. Братья Глинка, советские асы // Известия. 1943. 15 августа N 192 (8185). С. 4.
  • 6. См.: Там же; Сельвинский И. Указ. соч. С. 3.
  • 7. Бабак И.И. Звезды на крыльях. М., 1981. С. 75.
  • 8. РГВА. Ф. 31983. Оп. 2. Д. 182. Л. 79.
  • 9. См.: Табаченко А.И. Покрышкинский авиаполк. "Нелакированные" боевые хроники. 16-й гвардейский истребительный авиационный полк в боях с люфтваффе. 1943 - 1945. М., 2012. С. 604, 622.
  • 10. Архипенко Ф.Ф. Записки летчика-истребителя. М., 1999. С. 142.
  • 11. См.: Табаченко А.И. Указ. соч. С. 604-606.
  • 12. Цит. по: Там же. С. 603.
  • 13. Там же. С. 198.
  • 14. Там же. С. 199.
  • 15. Быков М.Ю. Советские асы. 1941 - 1945 гг. Победы сталинских соколов. М., 2008.
  • 16. По уточненным данным. См.: Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире. Правда из прошлого. 1941 - 1945. М., 2014; Быков М.Ю. Все асы Сталина 1936 - 1953 гг. М., 2014.
  • 17. Баевский Г.А. С авиацией через ХХ век. М., 2001. С. 155.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться