Трудно обойтись без прилагательных в превосходной степени, говоря о "Силуэте в России в XVIII веке", этом редкостном научном исследовании и издательском феномене. Под обложкой альбома собраны 400 великолепных репродукций, оригиналы которых хранятся в 69 отечественных и зарубежных музеях и частных собраниях - от Музеев Московского Кремля и Государственного Эрмитажа до Метрополитен-музея, фонда Королевских коллекций и личного собрания королевы Елизаветы II (Великобритания)1.
![Ф. Гонор. Портрет неизвестного. 1780-е годы. Ф. Гонор. Портрет неизвестного. 1780-е годы.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/153_fa3.jpg)
Ф. Гонор. Портрет неизвестного. 1780-е годы.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x262/uploads/images/2023/06/29/xu4apnsqif65vhue5vjxnkva1tiypy3x_bce.jpg)
На стр. 158 "Портрет неизвестного". Скорее всего, это до сей поры неизвестный силуэт великого Суворова. Полагаю, что атрибуция может быть подтверждена портретом Александра Васильевича кисти Д.Г. Левицкого (Музей Тропинина и московских художников его времени, Москва), настольной медалью в честь его побед и посмертной маской полководца (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург). Всех сомневающихся прошу убедиться лично.
Но это, конечно, не единственное, на что я хочу обратить внимание читателей "Родины".
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop600x774/uploads/images/2023/06/29/6002df38fb04c41651f75df492068aa1levickiĭ-portret-suvorova_e51.jpg)
Силуэт эпохи Просвещения
Монография Петра Дружинина посвящена портретному силуэту - уникальной иконографической технике, получившей невиданное распространение в Европе в последней трети XVIII века. "Технически силуэты делались двумя различными способами, которые во многом диктовались художественным талантом мастера, а также его привычкой. Даровитые портретисты... резали силуэт из листа бумаги за минуту: они просто сажали портретируемого в профиль и далее действовали маленькими ножницами. В большей степени был распространен другой способ, которым чаще пользовались не только те, кто не мог передать в точности портретное сходство, а потому и перестраховывался, но и вполне состоявшиеся художники. В этом случае силуэт делался не с натуры, а с тени, то есть профиль снимался посредством нехитрого инструментария - экрана и поставленного за позирующим источника света. Профиль сначала снимался в величину натуры, а затем уменьшался посредством пантографа, и уже далее силуэт рисовался тушью или вырезался по абрису. Многие профессиональные мастера могли владеть с разной степенью совершенства обоими способами"2.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/fotka_1708551posmertnaya-maska-suvorova_4cb.jpg)
Российская империя не являлась родиной портретного силуэта, но было бы ошибкой считать ее лишь подражателем общеевропейской моды эпохи Просвещения. Выразительность, схожесть, доступность силуэтного портрета обусловили настоящий расцвет жанра в России. Русский силуэт XVIII века олицетворяют два чрезвычайно одаренных и в высшей степени плодовитых классика жанра - Георг Фридрих Сидо и Иоганн Фридрих Антинг - главные герои капитальной монографии историка Дружинина.
Исследователь написал талантливую книгу не только о силуэтном портрете, но и о непростой судьбе тех мастеров, которые в разной технике выполняли эти портреты. Именно Россия стала центром притяжения лучших силуэтёров - художников жанра, странствующих мастеров со всего света. Практически все мастера искусства силуэта были странствующими артистами: "они приезжали в город, давали объявления, исполняли заказы и двигались дальше, путешествуя по городам и странам"3.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/30/rodina-07_2023_end-39_7c5.jpg)
Заказ Екатерины Великой
Ровно за сто лет до того, как великий русский драматург Александр Николаевич Островский завершил комедию "Таланты и поклонники" (1881), в реальной жизни была разыграна трагикомедия на вечную для любого артиста тему. В 1781 году в Петербург из Берлина приехал великолепный мастер силуэтного портрета немец Георг Фридрих Сидо. (Для того чтобы уточнить его полное имя и детали биографии, автор книги проделал колоссальную и весьма трудоемкую работу - осуществил сквозной просмотр газеты "St. Petersburgische Zeitung" за период с 1770 по 1810 год4.) Мастер оказался в нужное время в нужном месте. Генерал-адъютант императрицы и действительный камергер Александр Дмитриевич Ланской (1758-1784) был не только поклонником европейской моды на силуэтные портреты, но и сам на любительском уровне занимался вырезыванием силуэтов.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/059_5b0.jpg)
Покровительство фаворита Екатерины II стало мощным катализатором спроса на силуэты работы Сидо при дворе императрицы. Но этим дело не ограничилось. Сидо раньше других своих современников осознал роль товарной коммерческой рекламы в продвижении предлагаемых услуг и сполна воспользовался этим знанием, чтобы в полной мере конвертировать свою популярность в звонкую монету.
О чрезвычайно продуктивной деятельности Сидо и коммерческом успехе его предприятия Якоб Штелин (1709-1785), великий подвижник русского искусства века Просвещения, написал так:
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/006_23_11e.jpg)
"Через газету предложил городу свои художественные услуги и распространил в домах билет, в котором он указал расценки своей работы: 4 рубля за голову или бюст или 5 рублей за оригинал и 5 вырезанных копий. Очень скоро он получил столько заказов, что едва мог справиться с ними. За первые полтора года он изготовил силуэты более 500 лиц. Копии он продавал дюжинами как собрание. Даже Ее Величество велела ему изготовить ее силуэтный портрет и пожаловала ему за это от 300 до 500 рублей. За первые два года Сидо заработал от 4 до 5 тысяч рублей, но большей частью все опять беспутно промотал"5.
Чтобы оценить величину заработка до чрезвычайности популярного и плодовитого мастера, следует учесть, что годовой оброк крепостного крестьянина составлял 5 рублей, а модный силуэтёр Сидо редкий день не вырезал очередной портрет.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/076_9bf.jpg)
Демпинг восемнадцатого века
Однако мода на портретный силуэт прошла быстро, энтузиазм русской публики постепенно стал угасать. Спустя без малого два столетия советский поэт Самуил Яковлевич Маршак с афористической точностью скажет об непостоянстве моды:
- Ты старомоден. Вот расплата
- За то, что в моде был когда-то.
Изменчивость моды вынудила Сидо сначала переехать в Москву, а когда его надежды на высокие заработки в Первопрестольной потерпели крах, странствующий силуэтёр был вынужден вернуться в столицу и понизить расценки. В новом коммерческом объявлении он предлагал "в знак своей признательности" петербургской публике изготовить "для каждого желающего по 6 портретов в парижских паспарту - за 1 рубль"6. По демпинговым ценам продавались мастером небольшие портретные галереи - 50 штук за 5 рублей, а большие портретные галереи - 100 штук за 8 рублей.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop600x742/uploads/images/2023/06/29/097-kopiya_70a.jpg)
Демпинг не помог. По словам хорошо осведомленного Штелина, художник испытал крайнюю степень нужды. "Это принесло ему едва ли больше, чем необходимо для пропитания"7. В ночь с 24 на 25 июня в Царском Селе внезапно скончался поклонник его таланта генерал Ланской, фаворит императрицы и по совместительству силуэтёр-любитель. Лишившись покровителя, Сидо быстро завершил свои дела и проворно покинул пределы Российской империи. Его последователи уже не могли рассчитывать на высокие гонорары за свой труд. 10 июня 1785 года, накануне или же сразу по приезде нового странствующего силуэтёра, в немецких "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось в высшей степени характерное объявление:
"Господин Франц Эрбан, из Праги, любезнейше предлагает свои услуги по изготовлению силуэтов и пастельной живописи и надеется, что его умение и особо удачные образцы привлекут к нему многих любителей, тем более для изготовления одного силуэта ему требуется не более минуты, а фигуру в рост он вырезает ножницами за несколько минут, не прибегая к предварительному рисунку, причем в первом случае цена за погрудный силуэт составляет 50 коп., а за силуэт в полный рост - 1 руб."8.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/426_576.jpg)
Прошел год - Франц Эрбан "раскрутился" и ровно в два раза повысил свои расценки, однако и он, быстро насытив спрос на портретные силуэты, летом 1786 года покинул Российскую империю и стал странствовать по Европе.
Ну а теперь перейдем к Иоганну Фридриху Антингу, автору силуэта, на котором воспроизведен Александр Васильевич Суворов.
Рисовальщик, адъютант, разведчик
Авантюрист по натуре, абсолютно не приспособленный к оседлой жизни, постоянно томимый жаждой путешествий и необычайных впечатлений, сын гарнизонного капеллана из немецкого города Готы Иоганн Фридрих Антинг (1753-1805) в конце 1783 года прибыл в столицу Российской империи. По словам Штелина, не скрывавшего своего расположения к странствующему силуэтёру, Антинг прославился тем, что "изготовлял не отдельные головы или бюсты, а картины, составленные из 5, 6 и более целых фигур с необычайным сходством и отличнейшим образом отделанных, и за такой оригинал спрашивал от 40 до 50 рублей"9.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/243_6ff.jpg)
Не будем подробно рассказывать о всех перемещениях мастера в пространстве и времени: вся его жизнь, полная приключений, - прекрасный сюжет для авантюрного романа. Остановимся лишь на одной сюжетной линии - на пересечении судьбы художника с линией жизни и деятельности величайшего полководца государства Российского.
В конце зимы 1793 года странствующий силуэтёр Антинг познакомился в Херсоне с генерал-аншефом графом Суворовым-Рымникским, который в тот момент занимал должность "начальствующего войсками в Екатеринославской губернии, во вновь приобретенных областях и Тавриде расположенными". Два незаурядных человека века Просвещения сразу же понравились друг другу. "Антинг смог оценить величие фигуры русского полководца, а Суворов - увидеть достоинства Антинга, но не как художника, а как наблюдательного, образованного, обладающего широким кругозором человека"10.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/231_f5b.jpg)
Полководец поручил ему выполнить разведывательное задание - собрать сведения об Оттоманской Порте по начертанным Суворовым двадцати двум пунктам. Силуэтёр с блеском выполнил это поручение, совершив вояж в Константинополь и изложив свои наблюдения на двадцати трех страницах, "касающихся оборонительных сооружений Проливов, средств константинопольского адмиралтейства, реформ армии, источников воды, расположений важнейших зданий и резиденций в городе, политических взглядов султана и наиболее значительных сановников, положения в христианских провинциях, состояния дорог и т.д."11.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/078_2c6.jpg)
Так "мастер ножниц", рисовальщик и силуэтёр Антинг стал военным разведчиком, майором Русской императорской армии, адъютантом великого полководца.
И его первым биографом!
По поводу биографического труда Антинга в историографии было сломано много копий. Высказывались различные мнения, но мы склонны согласиться с выводом автора монографии: "безотносительно шипения историков или завистников, труд Антинга имеет непреходящее значение в качестве первоисточника для биографии Суворова"12.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop600x960/uploads/images/2023/06/29/283-1_e55.jpg)
Любой исследователь, желающий снабдить книгу иллюстрациями, органически вплетенными в цепочку авторских доказательств, оказывается в непростой ситуации: ни один издатель не желает подвергнуться санкциям за вольное или невольное нарушение авторского права. Тем отраднее встретить капитальную, снабженную множеством редких иллюстраций и прекрасно изданную монографию, ставшую редчайшим исключением из этого общего правила. Можно только догадываться, чего стоили автору тысячи страниц переписки с правообладателями и сотни согласований...
- 1. Дружинин П.А. Силуэт в России в XVIII веке. М.: Кучково поле Музеон, 2023. С. 8-9, 495.
- 2. Там же. С. 17. Пантограф - прибор, снимающий рисунки или чертежи, увеличивая или уменьшая их.
- 3. Там же. С. 67.
- 4. Там же. С. 81.
- 5. Там же. С. 87-88.
- 6. Там же. С. 91.
- 7. Там же. С. 88.
- 8. Там же. С. 446-450.
- 9. Там же. С. 227.
- 10. Там же. С. 291.
- 11. Там же. С. 294.
- 12. Там же. С. 297.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем