Судьбоносная командировка
Революционные события в России начала XX в. разметали многие семьи так, что ближайшие родственники ничего не ведали о судьбах друг друга или же, в лучшем случае, имели о них весьма приблизительные сведения. Кандидат геолого-минералогических наук Людмила Алексеевна Умова (1915-1998), жившая в Свердловске (Екатеринбурге), писала о своей близкой и одновременно далекой родне: "Перед войной, где-то в 1913 или 1914 году, дядя Павел с группой других судостроителей поехал в США, кажется, принимать построенные там суда. Когда началась революция, он остался в Америке. К нему туда приехали его жена Жека (Евгения) с маленьким сыном. Где они жили, кем и где он работал, - я не знаю. Сын стал летчиком и во Вторую мировую войну 1939-45 гг. погиб в небе над Лондоном, защищая его от немецких бомбардировщиков"1.
В этом описании реальность и невольный вымысел оказались скручены в единый узел. Попробуем его распутать.
Предками советского геолога Умовой были рыцари Ливонского ордена. Прапрадедом ей приходился декабрист А.Ф. фон-дер Бригген, с другой стороны прапрабабушкой была "барыня-крестьянка" из Заволжья. Дед Л.А. Умовой, горный инженер Алексей Иванович Умов (1854-1918) управлял Симским горнозаводским округом на Южном Урале2. В городе Аша Челябинской области ему, как основателю, поставлен в 2005 г. памятник. В поселке Балашовского чугуноплавильного завода (позднее ставшего Ашой) во время Гражданской войны А.И. Умов был застрелен неизвестным3.
У А.И. Умова было три сына и две дочери. "Младший сын Павел был совсем другой, в нем не было такой доброты, как в старших братьях, был он жестковат и, видимо, эгоистичен, - писала Л.А. Умова, лично "дядю Павла" не знавшая. - Еще когда дядя Павел был мальчиком, если ему что-то надо было сделать или принести, он вызывал лакея Андрея, который был значительно старше его, и отдавал распоряжение, а папа и дядя Ваня, по словам мамы, в таких случаях все делали сами".
О гибели отца инженер-судостроитель Павел Алексеевич Умов (1891-1965), действительно, узнал в США, где находился в командировке с 1915 г., и принял решение не возвращаться на родину. Неизвестно, в России или уже в Америке его женой стала Евгения Викторовна Люба (1897-1974), дочь российского консула в различных городах Монголии и Китая4. Сын этой пары - названный в честь уральского деда Алексис П. Умофф - родился 16 февраля 1918 г. в США, в штате Иллинойс.
Антикоммунистическая угроза
Согласно данным Федеральной переписи населения США за 1930 г., семейство Умовых - Павел, Евгения и Алексей - жили в Сиэтле, штат Вашингтон. Можно предположить, этот крупный портовый город и центр судостроения на Северо-Западе был выбран в надежде на получение отцом семейства работы по специальности. Однако в указанном году Пауль Умофф владел брокерской конторой и помимо этого был одним из двух инспекторов Сиэтлского филиала Amtorg Trading Corporation (вторым числился некто Петр Бельский). До тех пор, пока в 1933 г. США не пошли на дипломатическое признание СССР, корпорация "Амторг", де-юре считаясь американским акционерным обществом, де-факто выполняя в США роль советского торгпредства и отчасти даже посольства. Два этих места работы давали Павлу Умову достаточный доход, чтобы содержать дом, семью и пользоваться услугами слуги.
В 1929 г. в США началась эпоха Великой депрессии. Миллионы американцев потеряли работу, кров и пропитание. За первые три месяца 1930 г. состоялось свыше полусотни массовых демонстраций против роста безработицы. По сведениям полиции, к организации большинства из них были причастны американские коммунисты.
В мае член Палаты представителей США республиканец Гамильтон Фиш III предложил создать Комитет по расследованию коммунистической деятельности в Соединенных Штатах5. Резолюция была одобрена, и комитет начал работу под руководством самого Фиша. В декабре того же года комитет заслушал письмо шефа полиции Сиэтла Луиса Дж. Форбса. Полицейский чин утверждал, что во вверенном его попечении городе действуют не менее 17 коммунистических агентов во главе с вице-президентом "Амторга" и менеджером филиала корпорации Н. Свердловым. Третьим после Свердлова и Бельского в списке Форбса значился П. Умофф. Автор письма настаивал, что Умофф состоял членом компартии и был агентом ОГПУ, а также особо подчеркивал, что его брокерская контора располагалась в офисе под номером "666"6.
Будучи последовательным антикоммунистом и обвиняя во всех бедах Америки понаехавших иммигрантов, Гамильтон Фиш старался придать расследованию Сиэтлского дела как можно более громкое звучание. Но доказательств причастности названных Форбсом людей к коммунистической пропаганде или к агентуре ОГПУ найдено не было. Антикоммунизм же Фиша в ближайшие годы нашел выражение в симпатиях германскому нацизму7.
Избежав большой опасности, П. Умофф с семьей продолжил жить в Сиэтле. Его оставшемуся на родине брату Алексею повезло меньше: в 1931 г. его осудили за "контрреволюционные действия" по делу "Уралмета"8. Реабилитирован он был лишь в 1989 г. - без малого через 30 лет после кончины.
С литерой "U" в небе над Европой
В Сиэтле в 1940 г. Алексис Умофф стал студентом Вашингтонского университета. В период учебы он женился на Эллен МакМанус (1919-1974) - ирландке по отцу и предположительно русской по матери.
Отучившись в университете всего два года, 22 апреля 1942 г. Алексис был призван на время войны в военно-воздушные силы США и зачислен навигатором-бомбардиром в 457-ю группу бомбардировщиков, подготовка которой велась на аэродромах штатов Вашингтон, Южная Дакота, Юта и Небраска.
Война ждала его в небе над Европой. Американские бомбардировщики начали прибывать в Британию в мае 1942 г. В январе 1943 г. на конференции в Касабланке была выработана общая стратегия американских и британских ВВС (операция Pointblank), предусматривавшая нанесение совместных авиаударов по предприятиям военно-промышленного комплекса противника. Большие потери подтолкнули Военное министерство США к созданию дополнительных групп бомбардировщиков.
Одной из них и стала 457-я, состоявшая из четырех эскадрилий и имевшая на вооружении тяжелые бомбардировщики Боинг В-17. Эти ощетинившиеся пулеметами четырехмоторные "летающие крепости" славились способностью продолжать полет, невзирая на боевые повреждения. Песенка военной поры, известная в русском варианте как "Бомбардировщики" ("Бак пробит, хвост горит, но машина летит на честном слове и на одном крыле"), сочинена как раз о них. Экипаж каждой состоял из 10 человек: командир, второй пилот, штурман, бомбардир, бортинженер (он же - стрелок верхней турели), стрелок-радист, стрелки подфюзеляжной и хвостовой турелей, два борт-стрелка. У Алексиса служба на таком самолете, вероятно, вызывала особую гордость, ведь корпорация Боинг была родом из Сиэтла.
В двадцатых числах января 1944 г. 457-я группа под командованием 30-летнего майора Джеймса Лупера была переброшена из штата Небраска в Британию. Местом новой дислокации стал аэродром Глаттон в графстве Кембриджшир. Группа вошла в состав 94-го боевого бомбардировочного авиакрыла, которое в свою очередь являлось частью 1-й бомбардировочной дивизии. Боевое крещение группы состоялось 21 февраля, когда самолеты с литерой "U" на хвосте бомбили германские авиазаводы. С лейтенантом Умовым это случилось 8 марта, при налете на шарикоподшипниковый завод в берлинском пригороде Еркнер. День был ясный, летчики видели, как покрылась дымом заводская крыша, как была разрушена железнодорожная станция. На базу вернулись без потерь. До конца марта Алексис еще пять раз наносил бомбовые удары в Германии и дважды - во Франции9.
Самым длительным в истории 457-й группы стал боевой вылет 9 апреля 1944 г. Целью его служили заводы в польской Гдыне, выпускавшие для Люфтваффе истребители Фокке-Вульф-190. В воздухе предстояло провести 11 часов, большей частью над морем, что практически исключало возможность спасения в случае падения самолета. В рейде участвовали 33 борта. Ни вражеские истребители, ни огонь зениток, ни дымовая завеса не помешали выполнению миссии. Когда сбросил бомбы последний В-17, завод внизу представлял собой сплошное море огня. Три В-17 были сбиты. Остальных германские истребители донимали вплоть до Дании, где были отогнаны американскими истребителями Р-51 Мустанг10.
Немногим легче оказалась и миссия 11 апреля, когда бомбили заводы, производившие FW-190 близ городка Зорау. Это было десятое боевое задание Алексиса, успешное возвращение с которого, согласно поверью американских летчиков, сулило и возвращение с войны. Затем он бомбил объекты во Франции и Германии, включая нефтеперерабатывающие предприятия, доки подводных лодок, железные дороги и неоднократно - центр Берлина. Не миновал его и "день D", 6 июня 1944 г. (высадка союзных войск в Нормандии), когда 457-я группа поддерживала 2-ю британскую армию на побережье у Арроманша. До конца июня Умофф еще трижды бомбил цели во Франции, находившиеся не только в Нормандии, но и на юге страны.
Заслуженная награда, заслуженный покой
Затем имя Алексиса исчезло из сводок группы. Возможно, потому что к тому времени на его счету было 25 боевых вылетов, а значит, полагался отпуск для поездки на родину. Следующий боевой вылет Умова пришелся на 30 октября 1944 г., когда бомбили нефтеперерабатывающий завод в Гельзенкирхене. Вскоре Алексис получил очередное воинское звание: на бомбардировку нефтеперерабатывающего завода в Мерсебурге он летал лейтенантом, а сортировочную станцию в Касселе бомбил уже капитаном. Его последний боевой вылет состоялся 11 апреля 1945 г., когда целью служил нефтеочистительный завод во Фрайхаме. Бомбы упали точно, а зенитки противника, наоборот, стреляли вяло, нанеся ущерб лишь одному самолету.
Общее число боевых миссий 457-й группы за время войны достигло 236, из которых Алексис Умофф участвовал в 40. Потери группы составили 86 сбитых самолетов и 729 летчиков убитыми, пропавшими без вести, взятыми в плен или интернированными на территориях нейтральных государств11.
В июне 1945 г. бомбардировщики, преодолев Атлантику, вернулись на базу в Южной Дакоте, после чего группа была расформирована. Участие Алексиса во Второй мировой войне было отмечено крестом "За летные боевые заслуги" - высшей боевой награды ВВС США. Продолжив службу в военной авиации, он вышел в отставку в 1962 г. в звании подполковника12. У него, как и у деда, родились три сына и две дочери. После кончины жены 56-летний вдовец Алексис Умофф сочетался браком с 49-летней Сандрой Зиммерли13, но через пару лет этот союз распался.
Скончался ветеран 10 августа 1999 г. в возрасте 81 года в приморском городке Бэклифф, штат Техас. Свою родственницу из Свердловска, писавшую о его гибели в небе над Лондоном, Алексис пережил на полгода.
- 1. Неопубликованные воспоминания Л.А. Умовой хранятся в домашнем архиве ее родственников.
- 2. Шкерин В.А. Управляющий Симским горным округом А.И. Умов // Индустриальное наследие Южного Урала: к 100-летию электрометаллургического комплекса "Пороги". Челябинск, 2011. С. 243-251.
- 3. По воспоминаниям красногвардейца А.М. Харчевникова, хранящимся в фондах Историко-краеведческого музея г. Сим Челябинской области.
- 4. О Викторе Федоровиче Люба (1861-1928) см.: Григорьев Б.Н. Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке. М., 2010. С. 150-151; Наземцева Е.Н. "Закат" имперской и "восход" советской политики в провинции Синьцзян: дипломаты бывшей Российской империи и "советские консулы" в 1917-1920 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2022. N 5. С. 143-158 и др.
- 5. Goldstein R.J. Political Repression in Modern America: From 1870 to the Present. Boston, Cambridge (Mass.), 1978. Р. 200-201.
- 6. Investigation of Communist Propaganda. Hearings before a Special Committee to Investigate Communist Activities in the United States of the House of Representatives. Seventy-first Congress. Second Session. Washington, 1930. Part 5. Vol. 1. P. 155.
- 7. Сейерс М., Кан А. Тайная война против Америки. М., 1947. С. 165-166.
- 8. Терехов В.С. Рекруты великой идеи: Технические специалисты в период сталинской модернизации. Екатеринбург, 2003. С. 198.
- 9. Здесь и далее источник сведений об участии А.П. Умова в боевых вылетах - сайт Ассоциации 457-й бомбардировочной группы ВВС США: URL: http://www.457thbombgroup.ogr/Narratives/MA10.HTML.
- 10. Blakebrough K. The Fireball Outfit: The 457th Bombardment Group in the Skies Over Europe. Aero Publishers, Inc., 1968. Р. 22-24.
- 11. Ibid. Р. 9.
- 12. Air Force Register. Washington, 1962. Vol. 1. P. 580.
- 13. Daily Court Review. Houston, Texas. 1974. 20 December.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем