В воспоминаниях о диспуте в Политехническом музее в 1912 году лингвист Р.О. Якобсон дает Владимиру Маяковскому яркую характеристику: "И его хотели лишить слова, а он отказывался, так сказать, от этого запрета и хотел все время говорить".
Он действительно все время хотел говорить о Времени и о себе. В автобиографии напишет: "Хочу делать революцию в искусстве". Поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник - его разносторонности мог бы позавидовать и человек эпохи Ренессанса.
Биография Владимира Маяковского вполне соответствует бурлящей эпохе начала XX века. Участник революционной демонстрации еще в период учебы в Кутаисской гимназии, рабочий подпольной типографии, несколько раз арестовывался. Именно тетрадку стихов, отобранную при выходе из тюрьмы в 1910 году, Маяковский считал началом своего поэтического пути.
Маяковский приветствовал революцию 1917 года, как поэт и художник оформлял знаменитые агитационно-сатирические плакаты "Окна РОСТА" вместе с Александром Родченко. В 1922 году организовал и возглавил группу "Левый фронт искусств" ("ЛЕФ"). На страницах журнала объединения печатались Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак, О.М. Брик, В.Б. Шкловский и многие другие - проза и стихи, авангардистские снимки и новости "левого" искусства.
Сатирические пьесы Маяковского "Клоп" (1928) и "Баня" (1929) были поставлены Вс.Э. Мейерхольдом, который десятью годами ранее ставил и "Мистерия-буфф". Последняя возлюбленная Маяковского Вероника Полонская вспоминала, что во время постановки "Бани" он "острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал".
"Я человек решительный, я хочу сам поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем", - скажет Маяковский 25 марта 1930 года в Доме комсомола Красной Пресни на выступлении, посвященном двадцатилетию своей поэтической деятельности.
Через несколько дней, 14 апреля, он застрелится...
В Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранилась лишь небольшая часть кинофотографического наследия Владимира Маяковского. В архиве хранится фрагмент фильма "Закованная фильмой" 1918 года, в котором Маяковский снялся вместе с Лилей Брик. Кроме того, к юбилеям поэта и годовщинам со дня его гибели выходили биографические фильмы (РГАКФД, Арх. N 4014, Арх. N 7967, Арх. N 4050, Арх. N 7445, Арх. N 17223, Арх. N 16828 и другие), Маяковского исследовали как художника (РГАКФД, Арх. N 20260, Арх. N 22575).
А в 1973 году к 80-летию со дня рождения поэта была открыта реконструированная выставка "20 лет работы Маяковского", которая также запечатлена на пленке в документальном фильме "Маяковский делает выставку" (РГАКФД, Арх. N 24667).
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем