издается с 1879Купить журнал

Предметы из личного архива святителя Луки Крымского стали экспонатами нового музея Переславля-Залесского

08 августа 2023

Этого события в Переславле-Залесском ждали с начала нового века, с тех самых пор, как главного врача города - а именно так здесь до сих пор называют Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого - прославили в Соборе новомучеников и исповедников Российских. То есть любимый врач стал святым. И, конечно, нуждался в своем музее.

Переславский музей святителя Луки Крымского

Музей открыли в Федоровском монастыре Переславля-Залесского. Это первая обитель, которая встречает вас в этом уютном и древнем городе, когда вы едете из Москвы по Ярославскому шоссе. Эту обитель Валентин Феликсович посещал и как прихожанин, и как врач - за семь лет до Февральской революции будущий святитель возглавил в Переславле земскую больницу, и естественно, что за помощью к самому уважаемому в округе доктору обращались и насельницы женского монастыря. Монахинь главврач лечил безвозмездно.

Есть еще одна причина, почему именно в монастыре решили открыть музей. По воспоминаниям самого святителя, в Переславле, во время работы над знаменитыми в медицинском мире "Очерками гнойной хирургии", с ним случилось озарение, он вдруг подумал, что "когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа". Так и случилось.

Фото: Переславский музей святителя Луки Крымского

Музей открыт в подклете собора Феодора Стратилата. Каменные стены, которые помнят еще сына Ивана Грозного - Федора Ивановича, стали хранителями не только истории знаменитого святителя, но и дореволюционной истории Переславля. Экспозиции здесь рассказывают о времени, в котором человек жил, а не просто представляет экспонаты, которых он касался.

Слово "представляет", впрочем, здесь не лишнее - музей хоть и расположен в монастыре, но спроектирован и продуман по последнему слову техники и музейных трендов. Перед нами не выставки даже, а исторические инсталляции. Художник Оксана Винарчук сделала все, чтобы зритель не только погружался в эпоху, но и чтобы эта эпоха будила в его генетической памяти нежные чувства от встречи с подлинниками.

- Я очень рад, что музей святителя Луки Крымского отражает историю, атмосферу и быт нашего города конца XIX - начала XX столетия. Я посещал разные музеи, но эта экспозиция, безусловно, нечто уникальное, и надеюсь, она затронет сердца жителей и гостей Переславля, - сказал на открытии музея епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В основе же экспозиции, названной "Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность", разумеется, уникальные предметы из личного архива знаменитого архиепископа и хирурга. Среди них, на первый взгляд, выбиваются из контекста два пейзажа кисти святителя Луки и карандашные этюды.

"Когда святитель был еще Валентином Войно-Ясенецким, он довольно много рисовал. Он обладал высоким художественным даром. И даже карандашные этюды, которые есть среди наших экспонатов, исполнены в самобытной и удивительной технике", - говорят в музее.

Фото: Переславский музей святителя Луки Крымского

Есть мнение, что если бы святитель Лука не стал хирургом, то он был бы выдающимся художником. Начальная подготовка была - одновременно с гимназией окончил Киевскую художественную школу, известно также, что он участвовал в одной из передвижных выставок - "гастролировала" его зарисовка молящегося нищего.. Молящиеся люди - это излюбленный сюжет художника и святителя.

Увлечение живописью было настолько сильным, что Валентин даже хотел поступать в Петербургскую Академию художеств, но в последний момент передумал. Впрочем, все это подробно написано в автобиографии архиепископа Луки "Я полюбил страдание". Приведем лишь две цитаты из нее, на которые редко обращают внимание: "Я пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова, ибо уже ярко определилось основное религиозное направление в моих занятиях живописью". И вот вторая цитата: "Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии".

Другими словами, и об этом на открытии музея тоже говорили его устроители, перед зрителями разворачивается история не просто святого, а художника, чей опыт достойного прохождения сквозь турбулентные времена снова оказался востребованным. Как хотите это называйте - чудо, стечение обстоятельств, Промысл Божий, но задуманная аж двадцать с лишним лет назад экспозиция открылась вовремя.