В Москве - трагедия. Погибло как минимум восемь человек, которые отправились на экскурсию вместе с диггером Константином Филипповым по московским подземельям.
Диггерами называют исследователей подземных убежищ и других подземных объектов. Подобные экскурсии давно популярны в Москве и, как правило, проходят в коллекторе, в который была заключена река Неглинная. В него во второй половине XIX века спускался и знаменитый бытописатель Москвы, журналист Владимир Гиляровский. Вот что он писал в своей книге "Москва и москвичи", которая рассказывает о традициях, быте и нравах столицы второй половины XIX - начала XX столетия:
- Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная подземная клоака Неглинки, проведенная от Самотеки под Цветным бульваром, Неглинным проездом, Театральной площадью и под Александровским садом вплоть до Москвы-реки, не вмещала воды, переполнявшей ее в дождливую погоду.
В эту-то клоаку и решил спуститься Гиляровский. Тот небольшой участок, по которому Дядя Гиляй шел со своими провожатыми, сохранился. Он проходит под Цветным бульваром от Садового кольца до Трубной площади. Правда, реки тут уже нет - ее пустили по другому коллектору. А этот формально бесхозный, не состоит на балансе ни одного из предприятий и никем особенно не охраняется.
Маршрут современной экскурсионной группы начинался в коллекторе 1906 года постройки на Олимпийском проспекте, оттуда они проследовали до коллекторов 1819-го и 1974-го годов в районе Цветного бульвара: прежнего, по которому текла Неглинная, и по которому она течет последние полвека.
Возможно, именно в этом месте случилась трагедия. Ливень только усиливался. Труба, в которую заключили реку - отсюда и название площади и улицы Трубная - стала стремительно наполняться. Как и писал Гиляровский. Только если раньше заливало саму площадь, так как труба не справлялась с потоками, то теперь, очевидно, коллектор работает исправно - и люди оказались под мощной волной в подземелье…
Если сейчас провожатым экскурсионной группы был 32-летний диггер Константин Филиппов, то Гиляровский договорился с "беспаспортным водопроводчиком Федей" и "бывшим дворником, солидным и обстоятельным".
Вот как его обязанности описывал рисковый журналист:
- Надо было опустить лестницу, спустить нас в клоаку между Самотекой и Трубной площадью и затем встретить нас у соседнего пролета и опустить лестницу для нашего выхода. Обязанность Феди - сопутствовать мне в подземелье и светить.
Федя светил "лампочкой в пять рожков". А на современных экскурсиях посетителям подземелий выдают мощные фонари и бахилы - специальные высокие резиновые сапоги, которые крепятся ремнем к ноге. Гиляровский тоже был экипирован в сапоги и кожаный пиджак.
Во время подземного путешествия люди получают экстремальные ощущения, делают необычные фотографии.
Дядя Гиляй мог только описывать свои ощущения:
- Я задел обо что-то головой, поднял руку и нащупал мокрый, холодный, бородавчатый, покрытый слизью каменный свод и нервно отдернул руку... Даже страшно стало.
- Мы пошли вперед по глубокой воде, обходя по временам водопады стоков с улиц, гудевшие под ногами.
- В одном из заносов мне удалось рассмотреть до половины занесенный илом труп громадного дога.
- Особенно трудно было перебраться через последний занос перед выходом к Трубной площади, где ожидала нас лестница. Здесь грязь была особенно густа, и что-то все время скользило под ногами.
В подземелье журналист со своими спутниками попал, конечно, нелегально. Хотя непонятно, как в то время это регламентировалось. Примерно так и с современными экскурсиями: все про них знали, но не препятствовали. Легально в подземелье люди могли попасть только с сотрудниками "Мосводостока".
Заметки Владимира Гиляровского о подземной клоаке под Москвой тоже наделали шуму. Московская дума постановила начать перестройку Неглинной. Во время тех работ Дядя Гиляй вновь "спускался в Неглинку", но уже около Малого театра, где коллектор делает поворот.
- Там русло было так забито разной нечистью, что вода едва проходила сверху узкой струйкой: здесь и была главная причина наводнений.
Владимир Алексеевич дожил и до третьего спуска в Неглинную, все у того же Малого театра. Это было в 1926-м - тогда очистку коллектора проводил Моссовет и Гиляровский, проходя мимо барака рабочих, напросился спуститься вниз. Там он увидел свод, освещенный электрическими лампочками, деревянный помост и клоаку, которую почистили, так как со времен предыдущих работ русло вновь было замусорено и заилено.
Тот поход, правда, обернулся сильной простудой для Гиляровского. Начались осложнения - и он окончательно оглох на левое ухо, а правое оказалось поврежденным.
Спуск в коллектор в 2023-м стоил многим уже не здоровья - жизней...
"Родина" приносит соболезнования родным и близким погибших.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем