Вот кавалерист влезает на вражеский танк и через смотровые щели расстреливает экипаж. Боевая задача выполнена, захвачена исправная техника и взят в плен капрал. А вот в другом бою его однополчанин прыгает на вражеский танк и, чтобы спасти товарищей, руками отводит в сторону дуло немецкого пулемета. Наши победно завершают атаку.
Красноармейцы перехватывают брошенные гранаты и кидают их обратно в немцев. Уничтожают несколько солдат и офицеров.
А вот привал в лесу. Один боец присел на пенек, другой бреет его опасной бритвой.
Автор рисунков - военный картограф Геннадий Бабиков. Родился в 1911 году в Ранненбурге Рязанской губернии, занимался у Алексея Шведова, ученика Константина Коровина, закончил студию Ассоциации художников революционной России, где преподавали участники Бубнового валета Илья Машков и Петр Кончаловский. В 1934-м с семьей переехал в Ашхабад, создал серию акварелей и этюдов, иллюстрировал книги, организовывал выставки.
Когда началась война, записался добровольцем. Служил во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе Льва Доватора. Там он и создал сотни портретов однополчан, а также другие военные рисунки. Бабиков был картографом и много времени проводил в штабе. Многие нарисованные им красноармейцы - представленные к наградам герои. Художник указывал имя, звание, иногда награду и дату рисунка.
Десятки сюжетов и сотни лиц, от которых невозможно оторваться. Серьезные суровые взгляды людей, которые видели смерть, хоронили друзей и прошли через то, чего никому не пожелаешь.
Не меньше поражают мирные сценки вроде той же лесной цирюльни или задумчивый взгляд молодой симпатичной Нины Кравченко. Простое открытое лицо, выбившиеся из-под папахи пряди волос, красивые губы. О чем она размышляла, когда ее рисовал Бабиков, о ком мечтала?
После войны Бабиков возглавил Союз художников Туркмении. Много ездил по республике, запечатлевая разные ее уголки. Испытаний хватало и после 1945-го - один сын, Владимир, погиб при землетрясении в Ашхабаде, другой, художник Сергей, тоже ушел из жизни раньше отца.
В советское время каждое 9 мая ветераны-доваторцы собирались в московской школе №259, где был музей их корпуса. Прилетал из Туркмении Бабиков. Однажды он привез с собой в подарок несколько папок с теми самыми рисунками, которые сейчас хранятся в музейном комплексе "Диалог поколений" школы Марьина Роща. Умер Бабиков в 1993 году.
Несколько лет назад в музее началась работа с коллекцией Бабикова. Рисунки оцифровали, пронумеровали, разобрали надписи на них, нашли описания нескольких подвигов, а также родственников солдат и офицеров с портретов.
Ученику Антону М. понравился рисунок с немецким танком и надписью "танк, взятый Фисенко, с. Степное". Было известно, что боец этот из 9-го кавалерийского полка 3-й гвардейской дивизии. На сайте "Память народа" Антон не нашел ничего - слишком уж распространенная фамилия, а вот на ресурсе "Бессмертный полк", когда к фамилии добавили село Степное, отыскали описание подвига Фисенко.
6 марта 1943 года наступали на деревню Степное. Четыре вражеских танка подбили, но один продолжал сопротивляться. И тогда командир 3-го эскадрона старший лейтенант Алексей Фисенко, запрыгнув на фашистский танк, начал стрелять из револьвера в смотровую щель. Удалось взять в плен командира экипажа, а также захватить целый и невредимый танк. За этот подвиг Фисенко представили к ордену Красного Знамени.
Однажды Фисенко едва не погиб, спас боец Ильин. Из книги Сергея Севрюгова "Так это было... Записки кавалериста (1941-1945)": "В 15 часов 28 июля весь западный горизонт покрылся самолетами, они шли в несколько эшелонов - девяносто бомбардировщиков и истребителей. Капитан Алексей Фисенко не вставал из-за пулемета; его "Максим" так и косил наступающих гренадер. Вокруг огневой позиции часто рвались мины. Осколком одной из них Фисенко был тяжело ранен и потерял сознание.
Во время отхода не сразу заметили, что Фисенко остался под огнем противника. Беспомощно лежавшего офицера увидел рядовой Ильин. Он быстро пополз к раненому. Цепи отходивших взводов уже скрылись в лесу. Вокруг грохотали разрывы, свистели осколки мин и снарядов. Ильин был ранен. Он уложил не приходившего в себя Фисенко в глубокую канаву и, перевязав капитана, начал бинтовать свою руку.
Рядом проходили вражеские танки. Один из них двигался поблизости от канавы. Ильин пропустил танк и швырнул вслед гранату. Танк загорелся, от взрыва Фисенко очнулся. Увидел горевший совсем рядом танк, сказал к Ильину: "Уходи, меня все равно не спасти. Я идти не могу". - "Нет уж, товарищ капитан, жить ли, помирать ли, однако, вместе будем". Ползком под вражеским обстрелом через силу волоча тяжело раненного офицера, сам раненый, Ильин вынес своего командира".
А это гвардии капитан Исмаил Салимов, рисунок сделан 8 марта 1943 года в деревне Вовны. Салимов родился в 1912 году в Узбекистане. Рано стал сиротой, с десяти лет работал на полях у китайцев, потом был детский дом, техникум, тайная миссия в Китай, учеба в центральной Пограншколе, а затем служба в 6-ой Узбекской кавалерийской дивизии в Самарканде.
Обвинение, пытки и расстрельный приговор. Сам он про этот этап почти не рассказывал. Какое-то чудо спасло Салимова. Женился, встретил рождение двух сыновей и с первых дней войны добровольцем ушёл на фронт.
Его первый бой прошел у деревни Крюково. Зима, огромные сугробы. И вот Исмаил впервые ринулся в бой! Он так умело сражался, что казаки-кавалеристы признали его за своего и стали называть "казак из Ташкента".
В марте 1943-го Исмаил участвовал во многих боях, в каждом был отчаянно смел. В апреле его наградили орденом Красного Знамени. Под командованием майора Салимова 9-ый гвардейский кавалерийский полк освободил деревню Пырятинка. На этом рисунке он с товарищами принимает в партию старшего лейтенанта Шевченко. Информацию про Салимова собирала ученица школы Марьина Роща София К.
А вот рассказ ученицы Нины Р. о музейно-исторической работе по двум рисункам Бабикова: "Я люблю рисовать, учусь в художественной школе и рисунки сначала заинтересовали меня с художественной точки зрения. Один листок был совсем неинтересный - ни людей, ни сюжета, какие-то землянки и надпись не по-русски. Написано, что это лагерь для военнопленных красноармейцев.
В папке оказалось еще одно изображение на эту же тему. Колючая проволока и поразительная надпись "Камера: высота 1 метр, ширина 95 см, длина 2 метра". Я представила себя под столом, где любила играть в детстве. Но это игра, а тут камера, где находились люди! Несколько человек, наши солдаты. Мне захотелось узнать больше. Мне позволили сфотографировать работу.
Моя мама учитель, я понимала, что она подскажет мне, где и что можно узнать. Мама предупредила, что тема страшная, но очень-очень важная, так как сейчас многие начинают чуть ли не жалеть фашистов, и принижают роль нашей победы. Я решила идти дальше. Мне помогли найти сайты и форумы, а надпись я сама перевела. Надпись на входе - это саркастическая реплика: "Что запад, что восток, а дома лучше". Представляю, как больно было видеть эту надпись, находясь на родной земле и при этом в плену без надежды выжить, без возможности освободиться и бить врага.
Раньше я знала, что у немцев были концлагеря для тех, кого они не считали людьми: для евреев, цыган и некоторых других народов. Узнала, что оказывается лагеря были и для самих немцев, которые выступали против фашизма. Я узнала, что у немцев существовала четкая система организации лагерей.
На рисунках картограф Геннадий Бабиков изобразил лагерь в селе Кривцово Плота, Кудиновского сельсовета, Должанского района. В этом лагере находилось 400 военнопленных в полуразрушенном скотном дворе.
Из протокола допроса от 30 марта 1947 года военнопленного обер-ефрейтора бывшей Германской армии Еске Вильгельма, 1911 г.р., уроженца г. Кеслин, Померания: "В лагере в деревне Кривцова Плота было до 400 военнопленных. Они располагались в скотном дворе бывшего колхоза деревни Кривцова Плота. Помещение не отапливалось. Пищу военнопленные получали один раз в день - порцию супа и 400 г. хлеба. Работали по 10 часов в сутки на передовой линии на строительстве окопов, огневых точек, блиндажей и на установке проволочных заграждений. Я слышал от охранявших военнопленных полевых жандармов оберфельдфебеля Клауза, оберфельдфебеля Шток и унтер-офицера Гентера, что они при малейшем отказе военнопленных от работы или недостаточном их усердии безжалостно их расстреливали… К моменту отступления из деревни Кривцова Плота в лагере военнопленных не оставалось ни одного военнопленного, все они были уничтожены… Расстрелы производились в течение всего времени… с августа 1942 г. до января 1943 г. полевой жандармерией… Военнопленные расстреливались в 500-800 метрах юго-западнее деревни Кривцова Плота в балке, на дне которой протекал ручей".
На рисунке дата - май 1943, значит Геннадий Бабиков рисовал уже покинутый лагерь и никого из военнопленных освободить не удалось…"
Работа учеников над коллекцией Бабикова продолжается. Будто он оставил им не рисунки, а завещание - как жить и что делать.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем