Василий Ватагин так рисовал тигра, что ты ждал его прыжка, а от внимательного взгляда ватагинского гиббона не знал, куда глаза деть. Все мы в детских книжках про зверей видели этих тигров и гиббонов, рысей и зайцев, слонов и крокодилов. А были еще альбомы литографий, зоогеографические атласы, иллюстрированные роскошными павлинами, сидящими на ветке во влажном сумраке южного леса, и антилопами, пасущимися в золотисто-зеленых саваннах. И бесчисленные скульптуры зверей и птиц в дереве и камне с точно схваченным природным движением.
Дом
В начале прошлого века великий анималист Ватагин объехал весь мир от Цейлона до Дальнего Востока, а вернувшись, захотел построить свой собственный, отдельно взятый мир в России, в тихой Тарусе на Оке. Остался карандашный набросок трехэтажного особняка. Каменный первый этаж, дальше дерево: остроконечная крыша, третий этаж как колокольня взлетает над вторым, внизу крыльцо-башенка с лестницами на обе стороны, веранда на высоких столбах.
Тут и терем, и замок, и северная изба...
Ватагин снова уехал в Индию, оставив строителям участок земли и проект, а вернувшись, полный впечатлений, оформил построенный дом, руководствуясь собственными представлениями об удобстве и красоте.
Проект потом упрощался, дом перестраивался, заселялся новыми поколениями художников Ватагиных - так и прожил с ними век с лишним и продолжает жить.
С внуком, художником Николаем Ватагиным, поднимаемся по крутой деревянной лестнице на второй этаж, в мастерскую. Смотреть дом и вспоминать его жильцов.
Василий Ватагин. Анималист
Двери на террасу украшены жиковинами (накладками, идущими по полотну двери от петли), выкованными и раскрашенными под северный орнамент. Внизу обширный двор, и если бы не деревья, отсюда открывался бы вид на 180 градусов, от края до края - и на город внизу, и на Оку, и даже на Поленово далеко на другой стороне реки.
"Я оставил живописную работу, чтобы расписать в Тарусе печи и стены, - вспоминал Ватагин. - Написал три панно "Боги Индии", из дерева резал слонов и священных быков".
В комнате напротив - беленая печь с персидским львом и райскими птицами, затонированные синим в духе ар-деко. Дверные арки по всей мастерской расписаны индийскими орнаментами, а под панно с Богом Индии, многоруким зеленым Шивой на быке - слон, вырезанный из красного дерева. Наверное, прообраз Хатхи из "Маугли": героев сказки Киплинга мы знаем именно по ватагинским иллюстрациям, впервые опубликованным в 1922 году и пока непревзойденным.
Все это, конечно, музей, но музейным паркетом на втором этаже и не пахнет. Как и при Василии Алексеевиче - это и рабочая мастерская, и место обитания художников. Многоцветная сказочная живопись из цейлонской жизни, семейные портреты и русские пейзажи, деревянные скульптуры, доски с шимпанзе и лемурами соседствуют с разложенными по столам карандашами и тюбиками с красками. Рядом с мольбертом с начатым натюрмортом - воспроизведенное Ватагиным египетское кресло, укрытое попоной с индийского ослика и рабочий стол мастера с низким решетчатым подстольем.
За таким столом некуда девать ноги - зато красота и единство стиля.
- На столе всегда стоял стакан с челюстями: дедушка рано потерял зубы, вспоминает внук. - Я помню, перед тем как надеть, он всегда протирал их тряпочкой.
Антонина Ржевская. Передвижница
В углу, слева от двери на террасу, стоит вырезанный из цельного дерева бюст юноши ("один из строителей дома", - говорит Николай Ватагин), а рядом - рисунок суровой женщины в синем. Это Антонина Ржевская, теща Василия Ватагина и одна из двух женщин, входивших в Товарищество передвижников. Ученицу Маковского прославила "Веселая минутка" - картина, на которой дед с внуком отплясывают посередине столярной мастерской под гармошку, на которой наяривает сам столяр.
Профессия художника в конце XIX века считалась не женской, и Ржевская поначалу выставляла эту работу без подписи - пока ее не купил Павел Третьяков. После этого Антонина и стала действительным членом Товарищества.
Красавица с цыганской кровью - в Ржевскую некогда был безответно влюблен Константин Коровин - она до старости сохранила темперамент, стать и необычную манеру одеваться: свои наряды и даже обувь она шила себе сама.
С 1915 года художница каждое лето приезжала к своему зятю Василию Ватагину, и его дом в Тарусе запечатлен на одноименной картине Ржевской.
Осенью 1919 года, когда Деникин подходил к Туле, гласит семейная легенда, большевики набрали по разнарядке со всех окрестных городов в заложники представителей трех враждебных сословий - интеллигента, священника и купца. Ржевскую в качестве тарусского интеллигента отправили сотоварищи в Калугу. Все пошли бы под расстрел, возьми Деникин Тулу. Но красные отбились - и Антонина Ржевская, мирно умершая в 1934 году, лежит в семейном захоронении на старом Тарусском кладбище.
Ирина Ватагина. Иконописец
А вот портрет Ирины, одной из двух дочерей Василия Ватагина и мамы Николая, хозяйки дома после смерти Василия Ватагина. Портрет написала в 1970-х друг семьи Нина Ватолина, создатель знаменитого плаката "Не болтай!".
Еще маленькой Ирину водили в тарусский собор, она с детства видела себя иконописцем, даже пыталась что-то такое изобразить на дощечке цветной травой. Отец брал ее в Третьяковскую галерею - он собирал образы животных, срисовывая их с икон. Василий Алексеевич и познакомил дочку с хранительницами отдела древнерусского искусства Третьяковки...
Николай в детстве мать видел мало: закончив Суриковский, она много работала, реставрировала и писала иконы в московских церквах и Троице-Сергиевой лавре. Однажды, расписывая алтарь в храме Николы в Кузнецах, упала с лесов и с тех пор передвигалась только с палочкой. Приезжая летом в Тарусу, почти все время сидела на террасе, писала иконы. Но любила и работать на огороде: вскапывала грядки, сажала огурцы, подвязывала их.
- Говорила - пойду на огород предаваться разврату, - вспоминает сын. - Мол, не работать, а только удовольствие получать.
В начале 70-х Ирина Васильевна была реставратором в Музее Рублёва, полутайно писала иконы - за это в те времена могло не поздоровиться. От работы ее отвлекали заказы художественного комбината - надо было писать холсты по сказкам для домов культуры, детсадов, заводов...
Ей помогал сын, учившийся в художественном интернате и отрисовавший десятки сказок для детских садов Средней Азии.
Николай Ватагин. Скульптор
Закончив Суриковский институт по классу живописи, Николай, не оставляя последней, вот уже 40 лет режет из дерева скульптуры, вдохновившись однажды русской деревянной игрушкой. Его герои - по большей части писатели - нарочито примитивные, гротесковые, под каждого Ватагин придумывает сюжет, каждого вырубает и раскрашивает так, как он видит персонажа и в соответствии с тем, что он о нем думает, не прощая слабостей и отмечая незаметное простым смертным.
Платонов у него с наганом ("мне не нравится, что в "Котловане" он с симпатией пишет, как большевики сплавляют кулаков на плотах"), Пушкин - в набедренной повязке и с птичкой в руке ("это костюм благоразумного разбойника, а птичка - символ рая"). Есть ростовые сюжетные композиции, для выставок. Сейчас на втором этаже у окна сидит, близоруко уткнувшись в книжку, Заболоцкий, Рихард Вагнер с женой Козимой скоро пойдут в раскраску, Гумилев еще на верстаке...
Дед, Василий Николаевич Ватагин, зарабатывал рисованием животных для зоогеографического атласа, а внук, как Папа Карло, режет под заказ маленьких - по 50-60 штук в год 30-40-сантиметровых Державиных, Гоголей, Ахматовых, Пушкиных, художников, политиков, музыкантов и исторических деятелей. Заказов у него целые списки, на это Николай живет и содержит дом - вместе с женой Машей, с которой они познакомились еще в 70-х в художественной школе, а потом вместе учились в Суриковском.
...Пьем чай на первом этаже за столом, сколоченном в ватагинском духе.
- Да, стирать и мыться мы ходим к Коле, маминому двоюродному брату в соседний дом, но, мне кажется, тут есть, чем эти и другие неудобства компенсировать, - говорит Маша Ватагина. - В этом доме у меня постоянное ощущение, что я живу "как когда-то".
Василий Алексеевич Ватагин был бы счастлив узнать, что его потомки чувствуют то же, что и он - запрещавший рубить деревья и косить траву на большей части участка и до последнего не разрешавший родственникам проводить электричество к себе в мастерскую. Ведь это разрушит образ созданного им дома...
Да, на первом этаже тут стоит индукционная плита, но есть и печь, в которой городская девушка Маша когда-то научилась готовить. Печь и сейчас главный обогреватель в доме, где нет центрального отопления. Ее украсили мозаичные птицы и цветы, на стене появилась нежная романтическая фреска, на полу - узоры, на беленой стене - коврик с натюрмортом...
Пятое поколение
Этот терем много чего навидался. В голодные 1920-е сюда съезжались родственники Ватагиных - при доме были сад и огород, поначалу и домашняя скотина. За десять дней до войны вся семья уехала в Лазаревское под Сочи, где жили родственники Василия Алексеевича и... задержалась там на три года: в 1941-м Таруса была оккупирована, и в доме на Пролетарской, 35, квартировали немецкие офицеры.
После войны дом-музей снова был прибежищем для большой семьи, пережившей войну. Сегодня это памятник истории федерального значения, а Николай Ватагин, водя по дому и вокруг него редких посетителей, отмечает, где надо менять балки, где перебирать стенку...
А вечерами сидит у ноутбука, собирая по сайтам музеев, архивов, по каталогам, по знакомым и незнакомым - фотографии, документы, рисунки, письма, формируя историю семьи и считая это самым важным своим делом. Издает книги и альбомы, оформлять которые ему помогает сын, компьютерный дизайнер.
Пятое поколение художников Ватагиных.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем