Поначалу народу на презентации было не очень много. Но как только стали раздавать новые пахнущие типографской краской сборники "Классный наставник", люди набежали за считанные секунды. Шеф-редактор "Родины" Игорь Коц показывал видеоролик о номере и рассказывал про ключевые статьи. В этот момент он сам выглядел как классный наставник. И раздавал будто не журналы, а учебники ученикам для работы на уроке. Они оказались настолько интересными, что "класс" тут же начал листать и читать.
- Это уже четвертый специальный выпуск, которые мы отвезли на новые российские территории, - тем временем рассказывал Коц. - Первый был посвящен отношениям России и Украины. Второй назывался "Пушкин наш. И всё!" На линии боевого соприкосновения с Александром Сергеевичем идет настоящая война - сносят памятники, убирают из школ его язык. Третий, "СВО: Своя Великая Отечественная", мы привезли на новые территории в мае, он о малоизвестных фактах, которые в годы войны происходили на территории Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. И вот этот четвертый спецвыпуск приурочен к Году педагога и наставника и сделан специально для школьных учителей.
Дальше про журнал (он вышел при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы московского правительства) рассказывали его самые активные авторы - доктор философских наук заместитель шеф-редактора "Родины" Семен Экштут и кандидат исторических наук Ольга Чагадаева. Они написал для сборника по несколько материалов.
- В этом выпуске мы собрали все самые важные достижения отечественной педагогической мысли, начиная с Петра Великого, - рассказал Экштут. - Не скрывали проблемы, с которыми сталкиваются современные учителя, не лакировали действительность. У журнала есть эпиграф, слова историка Николая Карамзина: "Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится…" Вот и мы старались удивить читателя. Поведали о людях, которые преодолевали недуг бытия, которым на переломных моментах истории часто бывало тяжело, но они оставались людьми. Они оставили нам свой опыт - как в сложных жизненных ситуациях чтить самого себя. Мы рассказали о том, как лучшие отечественные педагоги извлекали полезный опыт и передавали его ученикам.
Один из главных читательских вопросов - почему спецвыпуск назвали "Классный наставник". Экштут объяснил.
- Был такой министр народного просвещения, граф Дмитрий Толстой, он был за самодержавие, реакционер, - начал экскурс в историю Семен Аркадьевич. - Он первым задумался о том, что между школой и семьей должно быть соединительное звено. Так в гимназиях появился классный наставник - ключевая фигура образования. Он смотрел, какая обстановка в семьях гимназистов, есть ли там условия для учебы. Наиболее талантливых освобождал от платы за обучение. Судьбы многих великих людей прошлого решали классные наставники - так Паустовского освободили от платы за обучение и нашли для него заработок, возможность давать частные уроки.
- Я вела в "Родине" рубрику "Открытый урок", - продолжила рассказ Ольга Чагадаева. - Великие педагоги прошлого дают в "Классном наставнике" советы как для учителей, так и для учеников. Мысли Пушкина, Сухомлинского, Сороки-Росинского удивительно актуальны! Не все знают, что Пушкин, Гоголь занимались историей. Циолковский говорил: "Возможно, не все мои изобретения будут использованы. Но то, что я 40 лет отдал школе, считаю главным своим достижением".
- Почему серьезный исторический журнал стал работать для школ? - ответил Игорь Коц на витавший в воздухе вопрос. - Мы опубликовали дневники учеников и учителей блокадного Ленинграда. Новосибирские школьники сделали по этим материалам фильм. Его увидел крупный московский чиновник из мэрии и сказал: "На этот журнал должны подписаться все школы Москвы". На протяжении трех лет все школы Москвы получают журнал "Родина". Таких отзывов, как от учителей, мы не получали никогда! Они используют журнал по работе самым разным образом. В октябре редакция вернулась с линии боевого соприкосновения, отвозили туда "Классного наставника", уже пришли отклики оттуда, полтора десятка писем. Мы продолжим эту работу.
Далее презентация превратилась почти в педсовет, на котором обсудили вопросы обучения по удаленке, проведение сотрудниками редакции открытых уроков (есть в "Родине" и такая форма работы), количество часов на изучение истории (на Курскую и Сталинградскую битву в школе дано 45 минут). Час встречи пролетел незаметно, как перемена в школе.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем