издается с 1879Купить журнал

"Смерть почетного машиниста не остановит поезда"

Поезд является центральным экспонатом Музея Московской железной дороги неподалеку от Павелецкого вокзала

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 577-р от 18 апреля 2012 г. траурный поезд В.И. Ленина, состоящий из единственного сохранившегося паровоза У-1271 и вагона N 1691, был включен в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. С 2011 г. этот поезд является центральным экспонатом Музея Московской железной дороги, расположенного неподалеку от Павелецкого вокзала.

Хранящиеся в РГАСПИ документы Центрального музея В.И. Ленина раскрывают историю создания Павильона-музея, сохранения памяти о Ленине и пропаганды его идей в советский период посредством такого необычного экспоната, как траурный поезд, который доставил тело Ильича из Горок в Москву в 1924 г.

История необычного поезда началась еще при жизни Ленина. Во время субботников в мае 1923 г. паровоз У-127 был отремонтирован и выкрашен в красный цвет. На торжественном митинге 20 мая 1923 г. рабочие-железнодорожники избрали Владимира Ильича почетным машинистом "красного паровоза".

23 января 1924 г. паровоз У-127 привез от платформы Герасимово2 на Павелецкий вокзал Москвы траурный поезд, в почтово-багажном вагоне N 1691 которого находился гроб с телом Ленина.

Следующие 13 лет паровоз У-127 работал на Рязано-Уральской железной дороге, пока в 1937 г. его не сняли с эксплуатации. Локомотив был отремонтирован и снова перекрашен в красный цвет, по фотографиям была воспроизведена надпись на тендере3: "Беспартийные в ногу с коммунистами, смело вперёд к светлому будущему! Выпущен из среднего ремонта беспартийными рабочими депо. К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 г.". После ремонта мемориальный паровоз был установлен в одном из тупиков Павелецкого вокзала и огорожен массивной цепью.

Встреча траурного поезда с телом В.И. Ленина на Павелецком вокзале. 23 января 1924 г.

В 1941 г. Управление железной дороги Москва - Донбасс построило специальный павильон, призванный защитить траурный поезд Ленина от воздействия атмосферных осадков и разрушения. С началом Великой Отечественной войны паровоз У-127 и вагон N 1691 были эвакуированы в Ульяновск и вернулись на прежнее место только после ее окончания.

По инициативе руководства Центрального музея В.И. Ленина (ЦМЛ) (док. 1) в павильоне был создан музей "Траурный поезд В.И. Ленина", который открылся 21 января 1948 г. Здание Павильона-музея, построенное на насыпном грунте без фундамента, неоднократно ремонтировалось и перестраивалось. В 1980 г. к 110-летию со дня рождения Ильича было возведено новое здание музея (док. 5). Паровоз У-127 и вагон N 1691 также подвергались ремонту, реставрации и консервации, содержание музейной экспозиции пересматривалось и совершенствовалось (док. 2-4), но главным ее экспонатом всегда был траурный поезд Ленина.

Траурный поезд в советские годы посещали многие тысячи граждан, на многих экспозиция производила большое впечатление. Вот характерный фрагмент из отчета о работе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" за 1972 г.: "Я посетила ваш музей впервые, - пишет зав. кабинетом политпросвещения вагонного депо Саратов-I тов. Курносова Л.Н., - очень трудно передать пером то впечатление и чувство, которое я испытала, находясь в нем. Казалось, чудовищное людское горе сжимает сердце снова, как в январские дни 1924 года. Но наша действительность, надпись на портрете В.И. Ленина - "смерть почетного машиниста не остановит поезда", отрезвляюще действует на сознание каждого человека"4.

№ 1. Докладная записка директора Центрального музея В.И. Ленина С.В. Незнанова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову с просьбой о выделении средств на создание экспозиции и содержания павильона траурного поезда

29 августа 1946 г.

Секретарю ЦК ВКП(б)

товарищу Жданову Александру Александровичу.

Докладная записка.

Управление железной дороги Москва - Донбасс, в целях сохранения траурного поезда (паровоз У-127 и вагон), в котором было перевезено тело Владимира Ильича Ленина из Горок в Москву, построило в 1941 году при Павелецком вокзале павильон. Но в том же году траурный поезд был эвакуирован в г. Ульяновск и возвращен в Москву только в 1945 г. За годы войны павильон и поезд, будучи без наблюдения, приняли запущенный вид. В настоящее время ремонт поезда и помещения павильона заканчивается.

В павильоне траурного поезда представляется возможным развернуть экспозицию по документам, показывающим последний год жизни и деятельности В.И. Ленина. При наличии экспозиции павильон станет местом проведения большой пропагандистской работы среди широких масс народа.

Докладная записка директора Центрального музея В.И. Ленина С.В. Незнанова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову. В начале записки ошибка. Жданова звали Андреем Александровичем.

Учитывая большое воспитательное значение пропаганды жизни и деятельности В.И. Ленина музейными средствами, просим Вас разрешить открытие павильона траурного поезда, расположенного на территории, прилегающей к Павелецкому вокзалу.

Кроме того, просим Ваших указаний Управлению делами ЦК ВКП(б) о выделении необходимых средств для проведения работ по оформлению экспозиции и на материальное содержание павильона траурного поезда и его штатов.

Директор Центрального музея В.И. Ленина (С. Незнанов).

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 65. Л. 21. Копия. Машинописный текст.

№ 2. Из отчета о работе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" за 1949 г.

8 февраля 1950 г.

Павильон-музей "Траурный поезд В.И. Ленина" после капитальной реконструкции здания был открыт 21 января 1949 года.

Научные сотрудники Центрального музея В.И. Ленина заново подготовили экспозицию Павильона, которая шире отражает, по сравнению с предыдущей, жизнь и деятельность В.И. Ленина.

Проведена большая работа по реставрации паровоза и вагона.

В целях привлечения посетителей, руководство Павильона установило постоянную связь с районными крупнейшими предприятиями, экскурсионными бюро Моссовета, ВЦСПС, Деттуристской станцией. На восьми предприятиях Москвы установлена связь с редакциями многотиражных газет, в которых были даны объявления о работе павильона, напечатано несколько статей о Павильоне.

Организатором экскурсий тов. Фроловой Е. было сделано свыше 50 выездов в районы и на предприятия Москвы.

[...]

По экспозиции Павильона составлен подробный каталог, а также заново переработана экскурсия, с учетом установок записанной обзорной экскурсии по Центральному музею В.И. Ленина. В течение года проводилась работа по собиранию дополнительных сведений по паровозу и вагону.

Найдены и установлены на паровозе ламповые фонари, которые были во время траурных дней.

Вынос гроба с телом В.И. Ленина из вагона траурного поезда на Павелецком вокзале. 23 января 1924 г.

Написана справка о паровозе У-127.

В Павильоне создан радиоузел, через который организовано прослушивание посетителями записанных на пластинки речей В.И. Ленина. За 9 месяцев работы радиоузла было организовано прослушивание около 400 раз.

[...]

Зав. Павильоном-музеем "Траурный поезд В.И. Ленина" [Подпись] (Г. Кондрашов).

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 103. Л. 132-133. Подлинник. Машинописный текст. Подпись - автограф Г. Кондрашова.

№ 3. Из отчета о работе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" за 1953 г.

Не ранее 18 января 1954 г.

Павильон-музей "Траурный поезд В.И. Ленина" в 1953 году был открыт для посетителей с 1 января по 3 мая.

С 4 мая 1953 г. по 18 января 1954 г. музей был закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию здания музея.

За период с 1 января по 3 мая 1953 г. музей посетили 48 408 человек, обслужены лекциями-экскурсиями 17 718 человек, или 36,6%.

[...]

В целях увеличения посещаемости музея организатор экскурсии т. Серкова Ю.М. посетила 22 предприятия и учреждения Москвы. Эти посещения имели целью информации общественных и партийных работников предприятий о работе музея и выписки на местах путевок на посещение музея.

[...]

В 1953 г. по указанию дирекции Центрального музея В.И. Ленина зав. Павильоном-музеем Демидюком Н.П. и старшим научным сотрудником Центрального музея т. Бритвиным Л.М. был разработан тематический план экспозиции Павильона-музея с учетом отражения в нем жизни и деятельности В.И. Ленина с апреля 1917 г. по январь 1924 г. и работы 14 съезда Коммунистической партии Советского Союза, наметившего путь дальнейшей борьбы за социализм. После рассмотрения разработанного тематического плана дирекцией Центрального музея и последующего внесения в него исправлений, экспозиция была полностью изготовлена.

Новая экспозиция значительно улучшена по содержанию и оформлению. Она состоит из 245 наименований (настенных документов - 123, витринных - 104, других экспонатов - 18). Сейчас впервые экспонируются 14 подлинных документов (первые издания трудов В.И. Ленина: "Государство и революция", "Удержат ли большевики государственную власть?", "Великий почин" и др.), 8 литокопий рукописей В.И. Ленина и др. ("К гражданам России!", "Декрет о мире", "Декрет о земле", "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и др.). В музее экспонируются художественные произведения советских художников: "Ленин в Разливе" худож. "Кукрыниксы" (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), "Октябрь в Смольном" худож. Н. Осенева, "Дом в Горках" худож. Бялыницкого-Бируля, копия с картины худож. В. Серова "В.И. Ленин провозглашает Советскую власть на II Всероссийском съезде Советов".

В новую экспозицию внесено архитектурно-художественное оформление. Под посмертную маску В.И. Ленина установлен мраморный постамент, здесь же установлена мраморная доска с текстом клятвы, произнесенной от имени партии И.В. Сталиным на II Всесоюзном съезде Советов 26 января 1924 г., тут же на боковых стенах укреплены гипсовые картуши с изображением знамен. В центре экспозиционного зала установлен барельеф Маркс - Энгельс - Ленин - Сталин и две мраморные доски с текстами В.И. Ленина и И.В. Сталина.

Страница из отчета о работе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина". 1953 г.

Лектором музея т. Орловой Н.Н. написан текст обзорной лекции-экскурсии по материалам данной экспозиции.

С 4 мая 1953 г. по 6 января 1954 г. был произведен большой капитальный ремонт и реконструкция здания музея. К зданию сделаны две пристройки, одна из них размером 80 кв. м, другая 24 кв. м.

[...]

В период капитального ремонта силами коллективов Паровозного депо ст. Люблино и Вагонного депо ст. Бирюлево был произведен капитальный ремонт и работы по длительной консервации паровоза У-127 и вагона N 1691 траурного поезда В.И. Ленина. Эти работы проводились под руководством научных сотрудников Центрального научно-исследовательского института железнодорожного транспорта во главе с профессорами Веденкиным С.Г. и Поповым В.В.

[...]

Зав. Павильоном-музеем "Траурный поезд В.И. Ленина" [Подпись] (Н. Демидюк).

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 172. Л. 11-14. Подлинник. Машинописный текст. Подпись - автограф Н.П. Демидюка.

№ 4. Письмо директора Центрального музея В.И. Ленина О.С. Кривошеиной в ЦК КПСС о финансировании работ по созданию научной экспозиции в новом здании Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина".

30 июня 1978 г. ЦК КПСС

Центральный музей В.И. Ленина просит рассмотреть вопрос о финансировании проектных и художественно-оформительских работ по созданию научной экспозиции нового здания Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина".

Старое здание Павильона было построено Министерством путей сообщения СССР для сохранения траурного поезда В.И. Ленина в 1938 году на насыпном грунте без фундаментов.

После соответствующей реконструкции здания в 1948 году по решению ЦК КПСС был открыт Павильон-музей "Траурный поезд В.И. Ленина", в котором проводится большая пропагандистская работа. За последние годы Павильон-музей посещают ежегодно свыше 400 тыс. советских и зарубежных посетителей. Павильон-музей является структурным подразделением Центрального музея В.И. Ленина, здание Павильона находится на балансе Московского отделения железной дороги.

Почетный караул у траурного поезда. Павильон-музей "Траурный поезд В.И. Ленина". 1984 г. Фото: РИА Новости

В связи с аварийным состоянием старого здания Министерство путей сообщения СССР после согласования с соответствующими организациями приступило в IV квартале 1977 года к строительству нового здания объемом 20 тыс. куб. м, экспозиционной площадью - 800 кв. м, которое должно быть введено в эксплуатацию в 1980 году.

В новом здании предусматривается разместить траурный поезд и научную экспозицию с применением новейшего музейного оборудования и технических средств пропаганды. Проект нового здания и эскизный проект художественного оформления экспозиции согласованы с Отделом науки ЦК КПСС, Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Центральным музеем В.И. Ленина.

Для успешного и своевременного выполнения всех работ по созданию научной экспозиции в течение 1978-80 гг., согласно ориентировочной смете расходов, необходимо 177,9 тыс. рублей.

Просим выделить:

- в 1978 году на проектно-сметную документацию и реставрацию ряда музейных ценностей 63,6 тыс. рублей;

- в 1979-80 гг. на приобретение технических средств пропаганды, музейного оборудования и художественно-оформительские работы 114,3 тыс. рублей.

Приложение:

1. Ориентировочная смета расходов на 1978-80 гг. на 3 листах.

2. Проект договора с КДОИ МОХФ РСФСР[1] на проектные и художественно-исполнительские работы на 28,2 т. руб. на 4 листах.

3. Смета на реставрацию картины "В.И. Ленин на смертном одре" на 7 листах.

Директор Центрального музея В.И. Ленина(О. Кривошеина).

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 663. Л. 38-39. Заверенная копия. Машинописный текст.

№ 5. Из отчета о работе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" за 1980 г.

4 января 1981 г.

Решением МГК КПСС 15 апреля, к 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина, вступило в эксплуатацию новое здание музея. Строительство здания было завершено на шесть месяцев раньше намеченного срока. Заказчиком строительства является Управление ордена Ленина Московской железной дороги, Генеральным подрядчиком - строительно-монтажный поезд N 102 треста "Мострансстрой" Министерства транспортного строительства СССР.

[...]

Павильон-музей в наши дни. Фото: Денис Емельянов

В новом музее на вечной стоянке находятся паровоз У-127 и вагон N 1691 из состава специального поезда, доставившего из Горок в Москву тело В.И. Ленина. Музей имеет на первом этаже один экспозиционный зал площадью более 800 кв. метров. В цокольном этаже размещены служебные помещения для сотрудников.

Экспозиция состоит из 216 экспонатов. В том числе:

  • 1. Документы-159
  • 2. Фотографии-29
  • 3. Скульптура-6
  • 4. Графика-2
  • 5. Гравюра-1
  • 6. Объемные экспонаты-12
  • 7. Прочие-7

Подлинными экспонатами являются паровоз и вагон, горельеф В.И. Ленина скульптора Ю. Орехова, брошюры В.И. Ленина "Очередные задачи Советской власти", "Великий почин", "Странички из дневника", "Как нам реорганизовать Рабкрин?", "Доклад XI съезду РКП(б)", "О кооперации".

Главными задачами, стоявшими перед коллективом в 1980 году, являлись: завершение строительства нового здания к ленинскому юбилею, монтаж изготовленного Карачаровским механическим заводом экспозиционного оборудования, комплектование и монтаж научной экспозиции, проведение работ по реконсервации паровоза и вагона для передислокации на временную стоянку в депо г. Ожерелье в связи со сломом старого здания, возвращение и установление их в новом здании.

Ленинские мемориальные экспонаты паровоз и вагон находились на временной стоянке в г. Ожерелье с 7 февраля по 19 марта 1980 г. Здесь же специалистами депо были проведены необходимые профилактические работы, а после установки их в новом здании работы по консервации.

[...]

Научная экспозиция построена в проблемном плане. В ней предусмотрены технические средства пропаганды. В водном разделе средствами полиэкрана будет показываться документальный 4-минутный фильм "Жизнь В.И. Ленина - подвиг". Главная задача экспозиции - показать созидательную деятельность рабочего класса, трудящихся масс под руководством Коммунистической партии в строительстве нового общества, отличительную черту социалистической революции, пробудившей, как говорил В.И. Ленин, "жажду строительства и творчества в массах".

В обзорной лекции подробно излагаются материалы, характеризующие трудовой героизм рабочих в борьбе с разрухой и голодом за возрождение и развитие народного хозяйства, зарождение и развитие коммунистических субботников, истории паровоза У-127, занимающего центральное место в экспозиционном зале, развитие социалистического соревнования от ударничества до различных форм коммунистического труда.

Павильон-музей в наши дни. Фото: Денис Емельянов

В разделе о днях траура по поводу смерти Владимира Ильича хроникально-документальные кинокадры показывают глубокую скорбь рабочего класса, трудящихся страны Советов и всего мира в связи с невозвратимой утратой.

В заключительном разделе средствами полиэкрана будет показан документальный 3-минутный фильм "Все во имя человека - все для блага человека".

[...]

Зав. Павильоном-музеем "Траурный поезд В.И. Ленина" [Подпись] (Д. Бендерин).

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 755. Л. 91-92, 95. Подлинник. Машинописный текст. Подпись - автограф лектора Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" А.Т. Бассаревой.

№ 6. Письмо директора Центрального музея В.И. Ленина В.Е. Мельниченко начальнику Управления Московской железной дороги И.Л. Паристому5 с просьбой принять решение о статусе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина"

4 октября 1991 г.

НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

тов. ПАРИСТОМУ И.Л.

Уважаемый Иван Леонтьевич!

С 1948 г. в Москве действует уникальный мемориальный ленинский музей "Траурный поезд В.И. Ленина". В 1980 г. было построено новое здание Павильона, расходы по содержанию которого осуществляет МПС в лице Московско-Павелецкой дистанции гражданских сооружений Московской ж/д (начальник Суворов Е.М.). Центральный музей В.И. Ленина в свою очередь содержит документально-иллюстративную экспозицию, комплекс аудиовизуальной техники и штат научных сотрудников.

26 сентября с.г. тов. Суворов Е.М. письменно уведомил Музей о передаче в аренду ряда служебных помещений Павильона, в которых ранее по взаимному согласованию размещались наши сотрудники (копию письма прилагаем).

Павильон-музей в наши дни. Фото: Денис Емельянов

В связи со сложившейся ситуацией просим Вас принять решение о дальнейшем статусе Павильона-музея "Траурный поезд В.И. Ленина" с учетом его историко-культурной значимости.

Со своей стороны, полагаем целесообразным продолжить просветительскую деятельность Музея.

Убедительно просим Вас проинформировать Центральный музей В.И. Ленина о принятом решении.

Директор Центрального музея В.И. Ленина (В.Е. Мельниченко)

РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 1273. Л. 7. Заверенная копия. Машинописный текст.

Публикуемые документы хранятся в РГАСПИ в описи Центрального музея В.И. Ленина (Ф. 624. Оп. 1).

  • 1. Комбинат декоративно-оформительского искусства Московского отделения Художественного фонда РСФСР. Паровозы серии У (уральский) с осевой формулой 2-3-0 выпускались Путиловским заводом г. Санкт-Петербурга в 1906-1911 гг.
  • 2. Ныне станция Ленинская Павелецкого направления Московской железной дороги.
  • 3. Тендер - часть паровоза в виде отдельной повозки, прицепляемой к паровозу и служащей для помещения на ней запасов воды и топлива.
  • 4. РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 1. Д. 503. Л. 98.
  • 5. Паристый Иван Леонтьевич (1930-2005) - начальник Московской железной дороги в 1978-1999 гг.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться