издается с 1879Купить журнал

"Туфельки приятны вдвойне, ведь купил их ты". Историк публикует переписку семейной пары из 1930 года

06 февраля 2024

Московский историк, кандидат исторических наук Елена Якубенко публикует в телеграмм-канале найденную в семейном архиве переписку советского сценариста Исаака (Жака) Гордона с женой Елизаветой Кораблевой.

"Жак Гордон - это дедушка моего свекра, - говорит Елена Якубенко. - Я познакомилась с письмами Жака и Лизы, когда искала в большом семейном архиве Маргариты Микаэлян, его дочери, хоть какую-то информацию о нем. Маргарита Исааковна пошла по стопам отца, стала известным режиссером, работала в театре "Современник", в театре "Сатиры", на "Мосфильме". История, рассказанная в этих письмах, показалась мне настолько эмоциональной, а факты о повседневности тех дней настолько интересными, что я решила расшифровать эти письма и опубликовать".

Исаак Гордон и Елизавета Кораблева. Фото: предоставлено Еленой Якубенко

Елизавета Кораблева и Исаак Гордон поженились в 1925 году, в 1927 у них родилась дочь Маргарита, Мара. Семья жила в Москве, в Трубниковском переулке, дом 26. В 1930 году, когда между супругами завязалась эта переписка, Елизавете было всего 22 года, Жаку - 25 или 27, точной информации обнаружить не удалось. Лиза Кораблева-Гордон была танцовщицей, но найти работу по профессии не получалось, поэтому она приняла решение выучиться на чертежницу. Жак - актером, сценаристом и начинающим режиссером. Он мечтал снимать свое большое кино, но для этого по правилам тех лет необходимо было иметь опыт работы в двух картинах. Первый опыт у него уже был: в 1929 году по сценарию Исаака Гордона режиссер Алексей Попов снял игровой фильм "Крупная неприятность", титры к которому, по некоторым свидетельствам, писал Михаил Зощенко. Незамысловатая немая кинокомедия о жителях провинциального городка, куда, по замыслу Жака, одновременно приезжают пропагандист и архиерей, и с ними происходят забавные приключения.

В "Воспоминаниях и размышлениях о театре" много лет спустя Алексей Попов писал об этой картине: "Вскоре после удачной пробы в кино я поставил вторую кинокомедию - "Крупная неприятность", с очень смешным, как мне казалось, сюжетом. Действие разворачивалось в небольшом богомольном городке, вроде Углича (там и снимали). Было много смешных моментов <…> И все-таки картина успеха не имела. Нам нравилась, а публике - нет. Бывает так".

Жак и Лиза Гордон. Фото: предоставлено Еленой Якубенко

Неудача не смутила Исаака. На съемочной площадке он сошелся с ассистентом режиссера Михаилом Каростиным, и тот пригласил его работать над картиной "Джут" о классовой борьбе в казахских кочевьях (к сожалению, фильм не сохранился). Съемки этой картины и разлучили молодую пару. Жак уехал на несколько месяцев сначала в Алма-Ату, потом в горы, и далее в Ташкент. Все месяцы съемок Жак и Лиза писали друг другу письма. 38 писем - 25 от Жака и 13 от Лизы сохранились в семейном архиве и публикуются Еленой в канале "Жак и Лиза". Заглянем в пожелтевшие почтовые карточки…

Письма Жака

Первую почтовую карточку Жак Гордон отправил супруге 3 августа 1930 года:

"Всякий путь когда-нибудь кончается, и вот мы уже на половине пути. Едем незаметно, ибо все время работаем как сукины дети. Есть почти нечего, но мы не голодны, лопаем печенье. Говорят, что с поездом уехавшим 31 случилось крушение, но наверно это враки. Узнал, что билет в международном до Ташкента стоит около 70 рублей. Надеюсь, что тебе удастся приехать ко мне с комфортом. (за что боролись)

Целую очень Жак"

Открытка, отправленная Жаком из Туркестана. Фото: предоставлено Еленой Якубенко

Уже на следующий день, 4 августа, в Москву полетела вторая карточка:

"Степь голая ничего нет, ни возвышенности, ни домика и даже птички - очень жарко поезд стоит в степи 2 часа и паровоз никак не может взять возвышенности, паровоз отцепился и пошел за подмогой, когда поедет неизвестно, в буфете вообще ничего нет кроме пива. Через 2 часа буфет закрывается и его отцепят. Красота, чем дальше на восток, тем больше тоска моя по тебе и доченьке, о которой я многим рассказал.

Целую, Жак

(На полях:

привет всем Жак

Целую крепко твой муж)"

Во время съемок “Джута”, Жак второй слева в верхнем ряду. 1930 год. Фото: предоставлено Еленой Якубенко

Письма Лизы

6 августа

"Дорогой мой миленький Жачик!

Спасибо за чудное письмо. Какое совпадение: мне тоже кажется, что мы с тобой недопростились и недоцеловались. Мне что-то очень грустно без тебя, к вечеру по ассоциации жду тебя, но, увы, придется ждать еще очень долго. Хочется приехать к тебе, но не знаю, как это выйдет.

Вчера приехала Петровна (домработница Елизаветы - прим. ред.) и я сегодня сделала себе выходной день ходила за малиной (здесь очень много лесной малины) набрала три фунта, а вечером ходила за грибами, так что день провела чудно.

Завтра начинаю чертить. Читаю "Растратчики" (Повесть Валентина Катаева - прим. ред.) и восторгаюсь. Маргарита сегодня вдруг взгрустнула без тебя и говорила: "Мам я хочу нашего папу, черного, вонючего - он наш. Хороший" Мне стало грустно. У меня три дня жили Сента с Дюймой (Дюйма, Дюймовочка - домашние прозвища Ариадны, двоюродной сестры Елизаветы - прим. ред.) и как раз в то время, когда Петровны еще не было. Надоели они мне сильно. Впечатлений на даче, как и всегда, мало кроме хорошей погоды. Два дня нет дождя, совершенно невероятно - но факт.

7 августа утро. Сегодня ночью думала, что умру, очевидно, отравилась грибами. Была сильная рвота и колики. Но сейчас все прошло кроме слабости. Мне хочется, мой любимый, написать тебе много хороших, ласковых слов и сказать тебе, что ты мне родней и дороже всех - кроме Маргариты. Меня пугает столь длинная разлука и мне очень грустно.

Туфельки после долгих по[неразборчиво] операций совсем впору, и они мне приятны вдвойне - так как купил их ты. Мне очень приятно, что столь длинный семейных стаж, как 5 лет, не охладил наши отношения и не сгладил время разлуки. Мои отношения к тебе усиливаются периодами, так как прошлый твой отъезд для меня прошел незаметно.

Ну мой родной, жду от тебя писем. Прошу, пиши, так как глупо, напрасно волновать меня.

Целую крепко-крепко.

Твоя Лиза

письмо от Мары по ее инициативе:

"Милый папа приезжай скорее я тебя любу".

На съемках “Крупных неприятностей”, Жак_справа в тельняшке. Фото: предоставлено Еленой Якубенко

8 августа

"Спасибо, мой родной,

Сегодня Дюйма привезла мне две открыточки от тебя. Я не посылала тебе это письмо, потому что не могла найти на даче ни конверта, ни марки.

В Москве делается что-то ужасное. За этот месяц еще ничего не дают, мясо будет только по детским, мыла вообще нет. Одним словом жуть. Если ты можешь прислать мыло, то это гениально. Кусок мыла по вольной цене 5 р. Дюйма мне сегодня сказала, что Ариадна Сергеевна (жена М.С. Каростина - прим. ред.) получила 80 рублей за "Крупную неприятность".

Папирос нет, и я страдаю. Вообще паршиво очень. Хочу приехать к тебе.

Мать мечтает получить от меня деньги и уехать на Кавказ числа 20, тогда она возвратиться примерно к 5 октября. Целую очень-очень крепко, мой милый Жачик.

Твоя жена Лиза"

Жизнь Исаака Гордона трагически оборвалась зимой 1931 года. Поздней осенью 1930 года Жак вернулся со съемок в Москву. Скупая канцелярская справка, сохранившаяся в семейном архиве вместе с письмами, сообщает, что 30 января Исаак Борисович Гордон поступил в больницу им. Снегирева, где 1 февраля скончался от острой миелобластической лейкемии. Много лет спустя Маргарита поступит в ГИТИС, где ее педагогом станет режиссер "Крупных неприятностей" Алексей Попов.

P.S. Более подробно с историей семьи Кораблевых-Гордон-Микаэлянов можно познакомиться в автобиографической книге Маргариты Микаэлян "Голый король, Красавец-мужчина и …"