Прежде всего Ирина Далецкая красивая женщина. Как пишут в романах, хрупкая и изящная. Она вполне успешно могла бы работать фотомоделью. Впрочем, для этого рода деятельности Далецкая слишком умна и образованна. Она предпочитает быть не объектом съемки, а ее субъектом. Словом, она - фотограф.
Фотограф. Я выбираю именно это слово для обозначения того, чем она профессионально занимается. Не фоторепортер и не фотодизайнер. Фотограф. Она умеет работать светом, как хороший писатель умеет работать словом. И как хороший писатель она занимается только тем, что знает отлично, досконально, в деталях.
Много лет подряд Ирина Далецкая снимает Камчатку. Геолог по образованию и лучшая ученица классика советской фотографии Вадима Гиппенрейтера, не один год отдавшего съемкам камчатских вулканов, она и по сей день убеждена, что этот полуостров - самая молодая земля на планете, уникальный геологический заповедник, где и сегодня происходит то, что на основном пространстве земного шара завершилось миллионы лет назад. В каком-то смысле каждая ее командировка на Камчатку - это реальное путешествие во времени.
Если же оставить на время геопоэтику, то типичная командировка Ирины на полуостров выглядит так. Сначала она находит спонсора, готового оплатить этот гигантский дорогостоящий перелет, затем собирает палатку, рюкзак с продуктами, кофры с дорогой и капризной аппаратурой, необходимые личные вещи... Потом, уже в Петропавловске, кто-нибудь из старых друзей помогает ей "заброситься на точку", например на Командорские острова, где нет ни единой живой души. И она живет там одна по два-три месяца, каждый день снимает и каждый вечер заводит примус, чтобы выпить чаю и согреться. Раньше она принципиально работала без помощников, потому что помогать ей сможет не каждый. Теперь помогает дочь Оля.
Однажды мы летели с этой изящной, хрупкой и даже застенчивой женщиной на вертолете вдоль южной гряды вулканов Камчатки. Наш вполне светский разговор был без всяких извинений прерван, как только борт завис над дымящимся жерлом вулкана. Это обстоятельство мгновенно преобразило ее: мягкие прежде движения стали жесткими и решительными, ее "фотомодельные" глаза превратились в острый прищур мастерового, ее изящные руки стали быстры, злы и необычайно сильны. В то время как я только собирался нацелить свою фотокамеру на вулкан, Далецкая уже меняла кассету в "Никоне".
Многие коренные камчадалы, посмотрев фотографии на выставках Далецкой, пытались найти те чудесные места, которые она снимала. Но еще никому это не удавалось. На работах Далецкой была изображена не просто незнакомая - другая планета. Загадка разгадывается просто: на фотографиях, выполненных Ириной, не совсем Камчатка, на них - ее представление о Камчатке, ее неповторимый взгляд, картина, которую она написала светом с помощью фотокамеры.
Изредка она возвращается со своей планеты на нашу землю. Мы встречаемся, разглядываем ее новые фотографии... Но в какой-то момент я ловлю ее взгляд, обращенный поверх меня, и понимаю: она опять летит туда, на свою планету.
У нее множество поклонников, но мало кто из них знает, что Ирина Далецкая влюблена только в Камчатку.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем