издается с 1879Купить журнал

Два года на Каме: Во время эвакуации писатель Виталий Бианки охотился на волков

28 февраля 2024

Летом 1942 года всем известный Виталий Бианки вместе с семьей выехал из Новгородской области, где прожил год после начала войны, и направился в Прикамье. Вместе с ним в Пермь добиралась и семья другого писателя - Ивана Соколова-Микитова.

Виталий Бианки не раз говорил, что с птицами пришла на Землю радость.

Архив "РГ"

Виталий Бианки не раз говорил, что с птицами пришла на Землю радость.

Ехать было не на что. Как вспоминала потом дочь Елена Бианки, для того чтобы вывезти с собой все имущество, им пришлось оплатить вагон-теплушку. Получили денежную ссуду от Ленинградского литературного фонда, продали муку, выданную за работу в колхозе, и поехали на Урал.

В Перми их никто не ждал. Виталий Бианки обратился в областной отдел народного образования, чтобы получить работу, но жить его семье было негде. Тогда он решил переехать в деревню. Как полагал писатель, прославившийся описанием природы, можно будет прожить на подножном корму - охота, рыбалка, огород. По совету старого друга профессора Кондакова семья Бианки, а это жена, два сына и дочь, уехала в Осу.

"Весна 1942 года. Город Оса. Здесь тихо, красиво, отрешенно. И думаешь: да есть ли на свете война?" - вспоминал потом Виталий Валентинович.

Устроилась семья писателя в доме, где сейчас расположился районный музей. Но в Осе существовать тоже оказалось непросто. В своих дневниках Бианки постоянно отмечал, что у него нет сил. Из-за житья впроголодь он не мог писать: "Всеми силами стараюсь писать. Но выходит плохо: ежеминутно и ежедневно отвлекают жратвенными делами, нервничаю страшно и в башке пустота и боль от малокровия".

Вскоре он перевез семью в деревню Первое Мая, здесь было полегче прожить. Столкнувшись с прозой жизни, Бианки отмечал, что с подножным кормом не все просто. Огородничество, охота не всегда приносят результат.

Ближе к осени они вернулись в Осу и заняли второй этаж большого дома. Виталий Бианки постоянно писал, выступал с рассказами перед школьниками и даже стал общественным охотинспектором. В то время в Прикамье развелось множество волков. Охотников стало мало, и лесные хищники уже никого не боялись и бесстрашно заходили в деревни и поселки в поисках добычи. Они не опасались даже взрывов, когда на лесозаготовках рабочие рвали аммоналом пни деревьев.

Был случай, когда охотники решили подманить волков на собаку. Пустили ее в лес. Волки быстро прикончили и съели пса, а охотникам даже не показались. В домах, стоявших поодаль от деревень, жители наглухо закрывались, боясь зверей. Волки нападали не только на собак, они загрызали и домашний скот. Виталий Бианки даже написал в районную газету статью "Истребляйте волков".

Зимой 1943 года произошел интересный случай. Два семиклассника, севшие в засаду, смогли подстрелить волка. Но их добычу оспорили взрослые охотники. Ребята пришли к Бианки, который посоветовал обратиться в суд. И сам выступил их защитником. Процесс семиклассники выиграли.

Писатель очень любил лес и постоянно с ружьем, биноклем, карандашом и тетрадью ходил там гулять. Когда-то его сослали в оренбургские степи, в город Уральск. Там Бианки скучал по лесу. И, оказавшись в прикамской тайге, с удовольствием вел наблюдения за дикими животными, за птицами, которых очень любил. Он не раз говорил, что с птицами пришла на Землю радость.

Как-то раз Виталий Бианки отчаялся, повесть, которую он писал, не нравилась. Он жаловался в одном из писем, что не чувствует ее, не может понять, что в произведении хорошо, а что плохо. Бианки решил отказаться от произведения. Но его вдруг пригласили в интернат, где проживали эвакуированные дети, и он прочел книгу там вслух.

Делал это мастерски, даже умело подражая птичьим голосам. Дети слушали затаив дыхание. Два часа шла читка. Бианки вспоминал: "Высшая награда: мальчик, который накануне получил весть о гибели отца и был до того мрачен, что за него боялись, на чтении хохотал от души и получил разрядку своего горя. Воспитатели приняли это как чудо".

В Осе Виталий Бианки написал несколько рассказов и повестей о природе. Одной из задумок было создание книги об эвакуированных в Прикамье детях. Писатель начал набирать материал для нее, собирая рассказы сотрудников, работавших с приехавшими малышами.

Например, осенью 1941 года в Прикамье доставили 600 детей из Москвы. Везли в село, где было приготовлен дом, на лошадях, по жуткой грязи. Через речки переносили на руках, осторожно шагая по обледенелому бревну, переброшенному с берега на берег. Ленинградских малышей переправляли через широченную Каму на плоту. Детей усадили посередине, а воспитатели встали живой стенкой по краям, чтобы те не свалились в воду. К сожалению, эта книга не была написана, но огромное количество собранных материалов об "эвакодетях" хранится в архиве, оставшемся от Виталия Бианки.

Жить в Осе было трудно. Как-то раз Бианки выделили на его семью полкилограмма крупы и 50 граммов масла. Он недоумевал, как можно прожить на это. Описывал и такой случай: в Осе сгорел дом, чей подвал доверху был заполнен картошкой. Разбиравшие пепелище люди наелись досыта, так как верхний слой картофеля запекся.

В декабре 1943 года Виталий Бианки получил задание от Народного комиссариата просвещения РСФСР подготовить книгу о природе для дошкольных работников. Это должен был быть не справочник, а увлекательное произведение, состоящее из очерков, рассказов. Их бы читали малышам в детских садах.

Через два месяца Бианки получил вызов от Наркомпроса РСФСР и уехал в Москву. А летом 1944 года писатель увез семью из Осы в Ленинград. Несмотря на все трудности, что Бианки пережили в эвакуации, у них остались теплые воспоминания о пермских краях. Жена Виталия Валентиновича писала через много лет: "Вспоминаешь хороших, добрых, отзывчивых людей, среди которых прошли те годы. Вспоминаешь быструю Каму, чудесные лесистые ее берега, деревню Заводчик, где проводили лето".

Кстати

В Осинском краеведческом музее хранится экземпляр книги "Иллюстрированный путеводитель по Каме и Колве", изданной в Перми в 1911 году. Здесь есть список птиц Прикамья. А составил его отец Виталия Бианки, бывший известным ученым. Во время эвакуации писатель читал эту книгу, в ней остались его карандашные пометки.