2 марта в Северной столице будут вспоминать Доменико Трезини, первого архитектора Санкт-Петербурга. В этот день исполняется 290 лет, как он ушел из жизни. Трезини стал одним из главных представителей архитектурного стиля, названного петровским барокко - его отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.
Доменико Андреа Трезини родился предположительно в 1670 году в Тессинском кантоне итальянской Швейцарии в семье небогатых дворян. Сначала он учился строительному делу в Венеции, а в 1699-м приехал в Копенгаген. Именно там его и заметил русский посол при датском дворе Андрей Измайлов и предложил работу в России. Жалование посулили такое большое, что молодой архитектор не мог не согласиться. Деньги были нужны - в Италии у Трезини осталась жена. Он подписал контракт и уже в 1703 году вместе с командой прибыл по морю сначала в Архангельск, потом в Москву, а в 1704 году – в строящийся Санкт-Петербург.
Трезини по заданию Петра I занимался практически всеми каменными постройкам Петербурга – жилыми домами и пригородными дачами. Одной из первых работ архитектора стал форт Кроншлот, что в переводе с немецкого означает «Коронный замок». Это восьмигранная башня, очертаниями напоминавшая традиционную русскую колокольню, но более приземистая и широкая. Форт возвели через полгода после основания Петербурга. Через два месяца Кроншлот показал свою силу, отразил атаку шведской эскадры из 13 кораблей, в следующем году отбил уже наступление 22 кораблей, не дав шведам пройти к Петербургу.
К сожалению, Крошлот не сохранился. В 1824 году во время сильнейшего наводнения форт получил значительные повреждения и был практически полностью разрушен. В 1863 году на этом месте появилась Николаевская батарея, которая стала мощной преградой для морских кораблей неприятеля.
На счету архитектора Трезини несколько десятков проектов в Петербурге. Но особо значимы пять строений, которые по своим архитектурным решениям являются шедеврами.
Во-первых, это Петропавловская крепость. Трезини перестроил ее из земляной, какой она была, и сделал каменной. А Петропавловский собор стал изюминкой крепости. Он был заложен в 1712 году. Самая его примечательная часть – колокольня, увенчанная высоким шпилем с фигурой ангела. После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В усыпальнице собора похоронены практически все императоры и императрицы.
Следующее легендарное творение Доменико Трезини – это здание Двенадцати коллегий, которое расположено на Университетской набережной. В этом строении почти век работали коллежские чиновники. Есть легенда, что при уже Павле I чиновники, которые не успевали выполнить свою дневную норму, ночевали прямо на работе. Их отказывались перевозить на другой берег Невы.
Особое изящество и красота форм присуща летнему дворцу императора Петра. Это здание сохранилось до сих пор и стоит на набережной Кутузова. Во дворце, а он достаточно скромный, было 14 комнат и две кухни. Фасады украшены барельефами, их выполнил немецкий архитектор Шлютер. Сегодня летний дворец Петра находится в ведении Русского музея.
Безусловным шедевром Санкт-Петербурга является Александро-Невская лавра. Это первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы. Трезини спроектировал его как возможную фортификацию, монастырь в любой момент мог превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская. Так у стен лавры вырос городок.
В 1720 году на территории монастыря открыли школу для детей священнослужителей, потом ее переименовали в Александро-Невскую главную семинарию. Позже она получила статус академии. В 1724 года сюда перенесли останки князя Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря. С тех пор в календаре Русской православной церкви появился праздник – Перенесение мощей благоверного князя Александра.
Ну и конечно это дом самого Доменико Трезини. Он находится на Университетской набережной под номером 21. Здание также относится к стилю петровского барокко. Дом был двухэтажным с мезонином. Ко входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Именно такое крыльцо и стало типичным для других каменных домов Петербурга. Они подчеркивали центральную часть дома и вход со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве продолжали движение линий, словно указывая на роль Невы в жизни жителей города.
В этом доме и жил архитектор вместе с семьей – третьей женой Карлоттой и их четырьмя детьми. Здесь же располагались и комнаты школы, в которой Трезини работал со своими учениками.
После смерти известного архитектора 2 марта1734 году, он был похоронен на кладбище Сампсониевского собора, но могила не сохранилась, дом перешел во владение супруги и детей. Потом здание принадлежало разным купцам. В советские годы здесь располагались разные организации, а сегодня – гостиница. На площади перед зданием стоит памятник выдающему архитектору Доменико Трезини. Его именем названа и площадь в Василеостровском районе Петербурга.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем