Как мы знаем из школьного курса поэзии, повод для вдохновения и материал для творчества художник может брать откуда угодно: желтый одуванчик у забора, лопухи и лебеда, таинственная плесень на стене - и вот стихи на века готовы. А если в качестве объекта предлагают, например, цех по выпуску труб большого диаметра? К тому же размером в 15 футбольных полей, имеющий собственное имя - "Высота 239", а также титул одного из самых красивых промышленных производств в мире по версии журналов Forbes, "Афиша" и жюри премии Best Building Awards? Понятно, такой редкий шанс войти в историю художники не упустили.
На предложение принять участие в совместном проекте Челябинского трубопрокатного завода (входящего в Трубную металлургическую компанию) и галереи "Синара Арт" (Екатеринбург) летом прошлого года откликнулось более 70 мастеров из различных городов России.
Эксперты из Москвы и Екатеринбурга пригласили в Челябинск пятерых финалистов. Художники, целый месяц работая на месте, в цехах предприятия (да-да, это тоже называли чудным словом "пленэр"), создали произведения, вдохновленные металлургическим производством. Итоги проекта "Летопись современного завода" на днях представили на суд заводчан, гостей и журналистов, разместив экспозицию в одном из помещений заводоуправления.
В первую очередь притягивает внимание серия живописных полотен Кирилла Бородина: большой размер, четкая геометрия металлических конструкций, сполохи красного и желтого, переданное ощущение энергии и мощи.
- Я сразу запланировал создать портреты цехов, каждый из них со своим характером и ритмом. Хотел передать вибрации производства, энергетику и индивидуальность каждого цеха, - рассказывает художник.
Абсолютный контрапункт его работам - тихие, нежные, выполненные тонкими линиями картины Анастасии Иваненковой из Санкт-Петербурга. Удивительно, но это вышивка, Анастасия "рисует" швом "назад иголкой", черными нитками по белой ткани.
- В альбоме с архивными фотографиями я нашла информацию, что в 60-е годы на заводе был цех благоустройства и озеленения, где выращивали цветы для клумб, овощи, фрукты, зелень, - очень трогательно, среди такого масштабного производства, - говорит Анастасия. - И я изобразила силуэты работниц того цеха с одной из фотографий.
Ирина Вилкина занимается художественной практикой чуть меньше десяти лет, участвуя в самых ярких проектах и выставках. В свое время она окончила магистратуру УрФУ, кафедра высокомолекулярных соединений. Поэтому не так удивительно, что ее звуко- и видеоинсталляция посвящена… очистным сооружениям.
- Видео- и аудиоряд основан на данных рационального комплексного использования воды из поверхностного стока, поступающей на технологические нужды завода, а также на полевых записях в цехах предприятия, - объясняет непонятное Ирина Вилкина.
Это соединение, казалось бы, совершенно несоединимого: полета фантазии и технологического процесса, реалий производства и художественного творчества - покоряет и позволяет многое понять о современном искусстве, его возможностях и миссии. Тот же цех "Высота 239" - центр промышленного туризма на Урале, за 14 лет его посетило более 250 тысяч человек, в прошлом году он стал площадкой театрализованной постановки на Всероссийском фестивале "Ночь заводов", а теперь вот портреты с него пишут художники.
В центре внимания не декорация, не модное грантовое арт-пространство с лавками и кофейнями на месте разрушенного производства, а настоящий беспрерывно работающий суперсовременный цех. Неужели начинаем понимать, что суть и гордость России - ее заводы, люди труда, возможности и перспективы?
Организаторы проекта обещают, что экспозиция пробудет в заводоуправлении несколько месяцев. Затем ей предстоят гастроли по другим предприятиям компании и в галерее организатора.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем