"Благородная наковальня" - так по-иезуитски образно называло НАТО свою операцию по бомбардировке Югославии. 24 марта исполняется 25 лет начала агрессии против суверенной страны, невиданной со времен Второй мировой войны бойне в центре Европы.
За 78 дней по братской стране было выпущено более 420 тысяч ракет, погибли сотни гражданских, был нанесен колоссальный экономический ущерб, сильно пострадала экология.
По мнению профессора кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Елены Пономаревой, агрессия 1999 года сравнима с акциями, которые совершали американцы в интересах транснациональных и своих корпораций, когда свергали Мосаддыка в Иране, Альенде в Чили, Каддафи в Ливии.
"В тесной связке шли интересы политические и финансовые, в стране было уничтожено более 160 крупных государственных и частных предприятий, но ни один завод с иностранным капиталом не пострадал, - рассказала она на пресс-конференции в РИА Новости. - А потом туда зашли крупные западные корпорации и предложили в кредит заниматься восстановлением разрушенного. То есть Сербию подсаживают на финансовую иглу. То же самое сейчас делается с Украиной".
Кстати, эти параллели уже более чем очевидны. В Музее Победы в четверг открылась выставка под названием "Вчера - Белград, сегодня Белгород".
Бомбежки 1999 года - это показательная казнь для Сербии, которая не вписывается в мировой порядок, сложившийся после окончания "холодной войны", убежден научный сотрудник Института европейских исследований Стеван Гайич.
"Сербы были своеобразной куклой "вуду", на которой Запад показывал, что на самом деле хотят сделать с Россией. После этого мы остались в полуколониальном статусе, хотя все равно являемся враждебным фактором для НАТО, какой-то "дырой" в глубоком тылу натовского фронта, - говорит историк. - У Запада есть дилемма, как поступить с Сербией, когда ситуация еще больше обострится. Выбор такой же, какой был и у Гитлера. Оставить нас в покое со всеми нашими особенностями. Или оккупировать. Думаю, что оккупировать нас будет стоить дорого: НАТО придется столкнуться с такими же проблемами, с которыми приходится сталкивать израильской армии в Газе. Для них Сербия безусловно будет враждебной территорией".
Размышляя о линии на уничтожение непокорных, сербский ученый подчеркнул, что Россия сейчас сражается против коллективного Запада. "И сербы это поняли раньше, чем многие русский", - добавил он.
По словам старшего научного сотрудника отдела истории Восточной Европы после Второй мировой войны Института славяноведения РАН Никиты Богданова, трудно найти человека его поколения в Москве, который бы не ходил к посольству США в 1999 году, чтобы выразить свой протест. "Что же выковали натовцы на своей "Благородной наковальне", задается он вопросом.
"Запад сам себе выстрелил в ногу, потому что на этой "наковальне была выкована сербская американофобия, а вернее неприязнь к США. В первую очередь это свойственно молодому поколению сербов. Тем людям, у которых наиболее яркие воспоминания детства касаются натовских бомбардировок, необходимости бежать в бомбоубежище, - подчеркивает российский историк. - Среди людей старшего возраста, кто вырос при социализме и кого так долго учили любить американские "запретные плоды", американофильство более явно выражено, чем среди молодежи".
Богданов убежден, что русофильство в сербской политической жизни является важным и мощным фактором, к нему склонно до 80 процентов населения. "У сербского русофильства, которое было всегда, сейчас есть обратная сторона в виде американофобии", - заключает ученый.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем