В Новосибирском государственном краеведческом музее проходит выставка "Духи. Музей и коллекции". На ней можно узнать, как зародилась отечественная парфюмерная промышленность и увидеть уникальные ювелирные флаконы, оформленные серебром и жемчугом.
Открывают экспозицию стеклянные флаконы середины XIX века. Именно тогда в Российской Империи зарождается своя парфюмерная промышленность. Основали ее два француза - Альфонс Ралле и Генрих Брокар.
Второй создал "Торговый дом Брокара", который в советское время стал знаменитой фабрикой "Новая заря", производившей незабываемые ароматы - "Красная Москва", "Красный мак". Но о них позже.
Дом Брокара производил парфюм не только высокого качества, что подтверждал герб Российский Империи на упаковке (такого права удостаивали далеко не всех), но и доступной по цене. На рубеже XIX и XX веков стоимость флакона духов начиналась от одного рубля. Для сравнения: десяток яиц в то время можно было купить за 20 копеек.
К сожалению, сам парфюм той эпохи до нас не дошел. Но мы можем включить фантазию и примерно представить как могли звучать ароматы того времени, основываясь на оформлении флакона.
Например, пробка в форме ириса намекает, что аромат именно этого цветка составляет сердце парфюмерной композиции, поясняет экскурсовод краеведческого музея София Пучкова. Для тех посетителей экскурсии, кто смутно представляет, как звучит аромат ириса, музейные работники рядом с экспонатом установили образец эссенции в стеклянной баночке.
Дом Брокара и другие парфюмерные компании заказывали флаконы у производителей стекольной продукции. Один из самых знаменитых заводов - "Лалик", который основал француз Рене Лалик.
Флаконы служили украшением дамского будуара. Некоторые были настоящими образцами ювелирного искусства. Такие примеры есть и на выставке, в том числе, хрустальные флаконы в богатой серебряной оправе.
Один из самых интересных экспонатов - небольшая, но роскошно украшенная бутылочка из цветного стекла. На ней - роспись эмалью, жемчужные и серебряные вставки. Дизайн принадлежит самому Карлу Фаберже. Кто из знатных дам Новосибирска рубежа веков (точнее тогда это еще был Новониколаевск) обладал столь ценной вещью, история, к сожалению, умалчивает.
Изготовление эмали в то время было сложным и дорогостоящим делом, поэтому цветные эмалированные флаконы даже тогда были редкостью.
"Витрина с флаконами из эмали - одна из моих любимых. Они завораживают сложным рисунком с большим количеством деталей. Однако производство эмали было вредным. Нужно было растереть стекло в крошку и переплавить, добавить окиси металлов для придания цвета. В процессе производства люди дышали этой стеклянной пылью, получали ожоги. Одним словом жертвовали здоровьем ради красоты.
Эмаль очень капризная по отношению к поверхностям, поэтому наносили ее только на благородные металлы. Такие флаконы по стоимости были сопоставимы с драгоценностями", - добавляет экскурсовод.
Производители также заказывали фантазийные флаконы, например, из фарфора в виде сказочных персонажей, животных и даже исторических личностей. Например, сохранился фарфоровый Наполеон в качестве "пузырька" для мужского одеколона.
Интересно, что емкости для парфюма могли сочетать с другими предметами быта. Получались многофункциональные устройства. Один из таких предметов, к примеру, зеркало на подставке, в которую встроен звонок для вызова прислуги. По бокам от зеркальца - небольшие полочки для маленьких флаконов.
Все эти красивые предметы рубежа веков с богатым декором размещены в одном зале, а в соседнем экспонаты другой эпохи - советской. В первом зале посетители (чаще всего посетительницы) делятся восторгом от эстетики. Во втором другие эмоции - волнующие воспоминания и даже ностальгические слезы.
"От этих витрин просто не оторвать. Посетительницы удивляются, что духи, которыми они любили пользоваться, уже стали музейной ценностью", - отмечает София Пучкова. Почти каждой жительнице Новосибирска флаконы советского времени напоминают о чем-то особенном - кому-то о своей молодости, кому-то о любимой бабушке, у которой на столике стоял флакончик "Красная Москва".
После революции Генрих Брокар уехал из страны. К сожалению, в Европе тоже не смог себя найти и через несколько лет заболел и умер в Швейцарии. Его предприятие перешло государству и впоследствии под брендом "Новая заря" выпускало самые знаменитые ароматы советской эпохи. Кроме "Красной Москвы" это "Ландыш серебристый", "Тет-а-Тет", "Красный мак", "Манон".
В первые годы советской власти национализированные фабрики Брокара и Ралле были объединены в "Трест эфира жировых эссенций", более известный как "ТэЖэ". Трест должен был не только выпускать средства гигиены и уходовую косметику, но и заниматься популяризацией хороших привычек среди населения. На эту тему выпускал рекламу в духе агитплакатов. "Не дари мне ленту, милый, говорила я дружку, а купи мне лучше мыла да зубного порошку", - гласил один из рекламных слоганов.
По поводу "Красной Москвы" существует много легенд. Согласно одной из них это был оммаж духам "Букет Императрицы", созданным в 1904 году Брокаром в подарок императрице по случаю рождения царевича Алексея. Композицию под новой этикеткой воспроизвел один из парфюмеров в "ТэЖэ", француз Огюст Мишель. Он, как и Брокар, хотел уехать после революции, но потерял паспорт и его не выпустили из советской России. Мишель смирился со своим положением и остался работать в тресте.
"Москву" мечтали иметь многие советские женщины. По слухам, это был любимый аромат Любови Орловой. Популярности духов также способствовал кинематограф - заветный флакон появляется в "Девчатах", "Здравствуй и прощай", вспоминает о нем и героиня "Покровских ворот".
В 1958 году духи представили на Всемирной выставке в Брюсселе и получили за них приз.
Еще одна легенда советской парфюмерии - "Красный мак". Духи были созданы по случаю приезда китайской делегации в СССР. Советские парфюмеры старались удивить и парфюмерной композицией, и дизайном упаковки, но их усилия не оценили. Мак напомнил гостям из Поднебесной об опиумных войнах - сложном и трагическом периоде китайских истории.
Не меньший восторг вызывает у посетителей выставки малахитовый дизайн коробки для духов "Каменный цветок", выпущенных в 1958 году. Оценила его и сами духи Жаклин Кеннеди. Их подарил ей Никита Сергеевич Хрущев во время визита в США.
Выставка будет идти до 21 апреля.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем