издается с 1879Купить журнал

На Сахалин впервые привезли подлинники Айвазовского и Васнецова из музея ХМАО

26 марта 2024

В Сахалинском областном художественном музее открылась выставка "Русская живопись от классики до модерна". В экспозиции представлено 33 подлинных произведения Ивана Айвазовского, Николая Ге, Василия Поленова, Бориса Кустодиева, Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Константина Коровина, Роберта Фалька и других известных художников. 29 работ доставлены из фондов Ханты-Мансийского государственного художественного музея, четыре - из Сахалинского областного художественного музея.

Посмотреть на полотна великих мастеров сахалинцы смогут до 2 мая.

Марина Туркушева/РГ

Посмотреть на полотна великих мастеров сахалинцы смогут до 2 мая.

Для музея Югры это первый совместный выездной выставочный проект, сформированный по заказу сотрудников островного музея. Он реализуется при поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области.

Посетителям сахалинской выставки выпала уникальная возможность увидеть работы, проделавшие длинный путь на остров через Москву. Каждое из представленных полотен имеет свою неповторимую "судьбу".

Заглянуть в прошлое, вспомнить талантливых творцов, понять их мысли и чувства, распознать особый творческий "почерк", увидеть атмосферу, при которой создавались шедевры русского изобразительного искусства... В этом гостям помогает главный научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Сахалинского областного художественного музея Анастасия Львова.

- "Весна" написана Борисом Кустодиевым в период болезни, когда дикие боли мучили его настолько, что он не мог уже стоять, а сидеть мог только считанные часы. Тяжелый и неизлечимый недуг не сломил его желание творить. Феноменальная память художника помогала восстановить сюжет, настроение, цвет и образы, будущих его произведений. Казалось бы, в этот трудный период работы автора должны были быть окрашены в темные мрачные тона, а картины Кустодиева, напротив, излучают свет. Картина "Весна" долгое время находилась в частной коллекции и неоднократно экспонировалась, - рассказывает Анастасия Львова про один из экспонатов.

По ее словам, помимо законченных живописных, графических работ на выставке представлены этюды. Таким образом зритель может увидеть, как мастера готовились к работе над большими произведениями.

Привлекает внимание одно из представленных полотен Василия Сурикова "В храме. Монахини". Это как раз, подготовительный эскиз к последнему крупному произведению автора "Посещение царевной женского монастыря".

Для этой картины позировала внучка художника Наталья. По ее свидетельствам, дедушка создавал работу под впечатлением от прочитанной книги историка Ивана Забелина "Домашний быт русских цариц". Его тронули истории о судьбах молодых царевен, которые становились "пленницами" обстоятельств.

Достигнув совершеннолетия юные особы могли выйти замуж только за ровню. Брак с иностранцем был исключен. Царским дочерям оставался единственный путь - пострижение в монахини. Подсвечник с горящими свечами, изображенный Суриковым в картине "В храме. Монахини", является символом света и чистоты образа царевны.

Произведение Ивана Айвазовского "Ночной Константинополь" появилось на свет по заказу турецкого султана Абдул Азиза, которому он был представлен в 1870-е годы. Айвазовский изобразил излюбленный художниками-романтиками лунный пейзаж. В общей сложности по заказу турецкого султана маринист написал 17 произведений.

Представленная в музее Южно-Сахалинска экспозиция завершится 2 мая. Ее посетители смогут проследить путь развития русского изобразительного искусства от реалистической живописи классицизма XVIII века до формирования модерна на рубеже XIX-XX веков.