издается с 1879Купить журнал

Реставраторы Третьяковки вернули снегу на картине Верещагина белый цвет

28 марта 2024

Из реставрационных мастерских в постоянную экспозицию Третьяковской галереи вернулась картина Василия Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" из Балканской серии.

Полотно В. Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" после реставрации.

Третьяковская галерея/Иван Новиков-Двинский

Полотно В. Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" после реставрации.

Балканская серия считается вершиной творчества художника. Этюды и зарисовки к ней Василий Васильевич делал во время двух поездок на фронт - на Шипку и под Плевну. Сами картины писались в основном в Париже в 1878-1879 годах, несколько работ было закончено только к 1881 году. Всего за это время было создано больше 20 полотен. Балканская серия с большим успехом выставлялась в Европе и Америке, в России экспонировалась два раза - в Петербурге в 1880 году, в Москве и Петербурге в 1883-м.

Шипко-Шейновская битва

В декабре 1877 года солдаты армейского корпуса генерала Скобелева, с которым в это время находился Василий Верещагин, должны были выбить турков из горной болгарской деревни Шейново, чтобы обеспечить нашим войскам переход через Шипкинский перевал.

Деревню взяли, для русской армии открылся путь на Константинополь. "Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слезы были у него на глазах", - вспоминал Верещагин.

Несмотря на явный успех военной операции, полотно не выглядит парадным. На первый план художник поместил не легендарного генерала, а тела павших солдат. Об этом он писал Павлу Третьякову: "Между праздничными картинами войны и картинами войны такой, какая она есть, разница громадная".

Кстати, "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" - единственная работа Василия Васильевича, где есть его автопортрет (художник изображен скачущим в свите Скобелева).

Реставрация

Как сообщает ГТГ, картине укрепили кромки, заменили подрамник на сплошной (он защищает полотно от вибрации). Самая сложная часть работ включала удаление загрязнений и восстановление истончившегося и пожелтевшего слоя лака, который искажал колорит картины. Реставраторы вернули ей исходные цвета - снег на полотне снова белый.

Авторская рама в реставрационной мастерской. Фото: Третьяковская галерея/Иван Новиков-Двинский

В капитальной реставрации также нуждалась авторская рама: конструкцию усилили, удалили наслоения пыли, сняли тонировку с позолоты, восстановили утраченные фрагменты гипсового декора.

Сейчас картину "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" можно увидеть в 27 зале Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.