издается с 1879Купить журнал

Позывной Гоголь

Что мы до сих пор не поняли об авторе "Мертвых душ" и "Тараса Бульбы"

01 апреля 2024

В зоне СВО позывной Гоголь берут себе как украинские, так и российские солдаты. Получается, Гоголь воюет против Гоголя? Сам Николай Васильевич при своей жизни снял все вопросы о том, каким его писателем считать - русским или украинским. И на вопрос о том, что есть Русская земля, тоже ответил убедительно. Но кто нынче читает Гоголя? Посмотреть в кино очередную экранизацию "Вия" - охотно, сходить в театр на "Ревизора" - тоже можно, послушать байку о пропавшей голове писателя - забавно. Перечитать "Мертвые души" - а вот это уже вряд ли, скучным кажется, чем-то не обязательным. В день 215-летия писателя "Родина" попросила известного ученого, доктора филологических наук Александра Ужанкова рассказать о Гоголе, которого не грех было бы открыть заново.

Плакат "...Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России... Н.В. Гоголь". Художник  В.С. Иванов. 1952 год.

Плакат "...Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России... Н.В. Гоголь". Художник В.С. Иванов. 1952 год.

Александра Николаевич, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но, кажется, Гоголь далеко не самый читаемый сегодня писатель. В школе прошли, и хватит. Может быть, действительно хватит? Ведь, на первый взгляд, не очень ясно, чем Гоголь может быть полезен современному человеку?

Александр Ужанков: Для кого-нибудь, может, и хватит школьной программы. Но я хотел бы заметить, что Гоголь - сложный писатель, не для массового читателя, неслучайно о нем подзабыли в конце XIX века, и уже символисты, в частности Андрей Белый, в начале XX века открывают Гоголя заново. Они начинают видеть в его произведениях не только те смыслы, что лежат на поверхности, но и гораздо более глубокие. И еще раз Гоголя открыли уже в наше время, спустя сто лет после символистов, на этот раз - как духовного писателя. Выяснилось, что Гоголь никакой не сатирик, не певец чертовщины, никакой не мистик, и все свои темы и образы, оказывается, берет не столько в фольклоре, сколько из Евангелия, из трудов святых отцов и из древнерусской литературы.

И для тех, кто сегодня старается жить по духовным законам, Гоголь, конечно, один из важнейших писателей. Возьмем его известную повесть "Шинель", о чем она?

Помню, в школе говорили что-то о маленьком человеке…

Александр Ужанков. Фото: KseniaLar / wikipedia.org

Александр Ужанков: Но что значит "маленький человек"? Мелкий чиновник 9 класса? Или подразумевается нечто другое? Если мы внимательно вчитаемся в произведение, то окажется, что Акакий Акакиевич Башмачкин очень плохо говорил. "Это, право, совершенно того" - начинал он фразу и не заканчивал ее, полагая что он все сказал. Чем человек отличается от других тварей, созданных Богом? Тем, что это тварь словесная, он может излагать мысли, а Акакий Акакиевич не может говорить. Он мог только переписывать буквы, но не мог понимать смыслы. Что же это за человек? Он всю жизнь копит, по грошику откладывает в кубышку, затем пересчитывает накопленное, заменяет медь на серебро, серебро на бумажки. Когда он захотел купить шинель и узнал, что она будет стоить 80 рублей, то, естественно, заглянул в кубышку. Сколько нужно было копить Акакию Акакиевичу на эту шинель? Гоголь замечает, что Башмачкин получал около 400 рублей в год, значит, 33 рубля 33 копейки в месяц.

Получается, чтобы накопить 80 рублей, ему нужно было во всем себе отказывать в течение, грубо говорят, трех месяцев.

Александр Ужанков: Но почему-то Акакий Акакиевич копит целый год. Хотя, если мы еще внимательнее прочтем повесть, то узнаем, что в кубышке-то уже было около сорока рублей, значит, копить ему нужно было полтора-два месяца. А если мы еще более внимательно будем читать текст Гоголя, то выясним, что к празднику Акакию Акакиевичу должны были дать премию в размере жалования, и дали даже не тридцать, а шестьдесят рублей. Сорок в кубышке плюс шестьдесят премия, получается сто. Так зачем же он копил целый год, отказывая себе во всем? А дело в том, что его духовно согревала "вечная идея будущей шинели". Вечная идея - это то, что руководит человеком и человечеством в настоящее время. У каждого есть образ своей шинели.

Но когда шинель похитили, и Акакий Акакиевич, не пережив это, умирает, то после него ничего не остается. Почему же душа Башмачкина возвращается на землю в виде приведения? Потому что в Евангелии сказано "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". В "Шинели" Гоголь пытается заставить читателя поразмышлять - есть ли смысл в том, чтобы привязываться к земным вещам? Может быть, гораздо правильнее собирать сокровища на небе, "где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут".

Кукрыниксы. Акакий Акакиевич Башмачкин у значительного лица; Смерть Башмачкина. Иллюстрация к повести Гоголя "Шинель".

А сам Гоголь насколько был привязан к земному? Судя по его биографии, он был человеком невероятно скромным, я бы даже сказал скучным - на дуэлях не дрался, на войну не ходил, с либералами не заигрывал, в головокружительных историях любви тоже не замечен.

Александр Ужанков: Гоголь - "духом схимник сокрушенный", он монах в миру. Да, сначала он думал об актерской карьере, был чиновником, был преподавателем в Санкт-Петербургском университете, но все-таки стал писателем. Причем Николай Васильевич осознанно берет на себя миссию духовного наставника. А значит, он должен жить так, как проповедует. После того, как Гоголь покинул родительский дом, у него не было своего имущества, он ютился или на съемных квартирах, или у своих друзей, или в отелях, когда уезжал заграницу, но он ничего не стяжал, все его богатства - это саквояж, в котором были необходимые для гигиены вещи, сменное белье да рукописи - вот и все.

Сегодня как никогда актуален вопрос - Гоголь писатель русский или украинский?

Александр Ужанокв: Гоголь - русский писатель. Чтобы это понять, откроем одно из самых русских сочинений писателя - "Тарас Бульба", и увидим здесь много скрытых цитат из… "Слова о полку Игореве". В частности, Гоголь вслед за древнерусским автором в одном и том же значении употребляет выражение "Русская земля". Давайте вспомним, что говорят казаки в "Тарасе Бульбе", погибая на поле брани? Мосий Шило: "Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь". Погибающий на копье Степан Гуска: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля". Молодой казак Кукубенко: "Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!" А что говорит Тарас Бульба, когда огонь уже лижет его тело? "Придет время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой Царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!"

Е.А. Кибрик. Тарас Бульба во главе войска. Иллюстрация к повести Гоголя "Тарас Бульба". Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Для Гоголя было очевидно, что "русский" и "православный" это синонимы, и что Русская земля - это огромное пространство, находящиеся под покровом Богородицы и самого Бога. И для Николая Васильевича было важно показать, что за эту землю, за эту веру и за своих товарищей люди готовы отдавать жизнь.

В этой же повести мы видим, к чему приводит предательство Русской земли и выбор европейского пути. Ведь, если даже поверхностно, не вдаваясь в духовные пласты повести, разобрать образ Андрея - то он выбрал польскую панночку, добровольно отказавшись от братьев своих и отца, от своего Отечества. И "пропал казак". Но самое главное, что подчеркивается Гоголем - не видать больше Андрею Церкви Божией. Интересно, кстати, что Андрей в начале повести назван "собачьим сыном", а погибает, как "подлая собака".

Нам сегодня надо внимательно и глубоко перечитывать Гоголя, чтобы ответить не только на вопросы о нем самом, но и о нас с вами.

Известно, что самое известное произведение Гоголя "Мертвые души" корнями уходит в "Божественную комедию" Данте. Поэма Гоголя - попытка показать русский ад, или русский рай?

Александр Ужанков: "Мертвые души" действительно опираются на "Божественную комедию". Как и Данте, Гоголь хотел сделать свою поэму трехчастной, чтобы показать русский ад, чистилище и русский рай. Но уже второй том у Гоголя не получается таким, каким он его задумывал. То ли потому что понятия чистилища нет в православной традиции, то ли потому что из под пера Гоголя не выходили положительные персонажи, то есть те, кто уже чистилище прошел, очистился.

И.С. Панов. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". С оригинала П.М. Боклевского 1874-1875 гг. Фото: Музей-заповедник "Абрамцево"

А мог ли Гоголь написать третью часть, то есть рай? Это даже теоретически представить себе невозможно. В русской литературе XIX века идеальных героев нет. Как заметил Достоевский - идеальный только Христос. Сам Федор Михайлович попытался создать образ максимально приближенный к этому, это князь Мышкин, но и у него не получилось. Идеальные были святые в житиях, потому что они шли путем Христа, повторяли его подвиг.

Есть еще одна причина, почему "Мертвые души" не были закончены. Духовный наставник Гоголя, корреспондент его писем и строгий судья его сочинений протоиерей Матфей Константиновский, заметил ему, что за каждое слово придется отвечать перед Богом на Страшном суде. Под этим надо отчетливо понимать, как его слово отзовется у читателей, спровоцирует на размышление, подтолкнет к духовному росту или же ввергнет в пессимизм. Вероятно, Гоголь честно ответил сам себе на вопрос духовника и сжег второй том.

В этом томе был показан дьявол без хвоста и рогов, это юристконсульт - на вид симпатичный малый, но любая нечистая сила перед ним бледнеет. Это то, что мы сегодня видим сплошь и рядом, и уже не только в книгах или в кино, но и в новостях…

Александр Ужанков: Дьявол без рогов и без хвоста появляется у Гоголя даже раньше - в "Портрете". И снова здесь главной страстью, которой дьявол ловит в свои сети - является стяжательство, деньги - самое опасное орудие врага рода человеческого. Но в "Портрете" художник сумел справиться со страстями и сумел преобразиться. Гоголь всегда показывает путь к спасению, дает механизмы преодоления зла, этим он тоже может быть интересен и важен современному человеку.

А что касается дьявола, воплотившегося в человека, то образ этот в мировой культуре был еще до Гоголя. Мы его встречаем в "Фаусте" Гете, например. И он есть в средневековых легендах многих европейских народов.

Гоголь своим главным трудом считал "Выбранные места из переписки с друзьями"? Что мы до сих пор не прочитали в этой книге?

Александр Ужанков: Для Гоголя эта книга о духовном восхождении. "Выбранные места" начинаются с исповеди перед Великими постом, дальше идут высокопостные чтения, а заканчивается книга главой "Светлое Воскресение", то есть Пасхой. По такой духовной лестнице, по мнению писателя, должен восходить читатель.

Здесь мы возвращаемся к началу нашего разговора - Гоголь никогда не был праздным писателем, который бы просто развлекал читателя занимательными сюжетами. Кто-то скажет, а как же "Ревизор"? Но давайте посмотрим на последнюю сцену этой комедии, где все замерли - это же сцена Страшного суда. Не зря одна из первых постановок "Ревизора" проходила в полночь в монастыре, и автор призывал режиссера тянуть как можно дольше ее финал - потому что никто не знает, когда придет настоящий Судья, но хорошо известно из Евангелия, что судить человечество Бог будет в том, в чем застанет.

В "Выбранных местах из переписки с друзьями" Гоголь дает наставления, как жить так, чтобы было не страшно встретить Судью. Это наставления и писателям, художникам, и молодой даме, и молодому помещику… Это напоминает те послания, которые Оптинские старцы, с которыми он и сам был знаком, рассылали своим духовным чадам по всей стране. Гоголь рассматривает своих читателей именно как духовных чад. По сути дела, "Выбранные места" - это его духовное завещание.

День рождения Гоголя традиционно выпадает на Великий пост, поэтому, если вдруг кому-то захочется на волне очередного внимания к писателю перечитать что-нибудь из его произведений, то "Выбранные места" будут весьма кстати.