издается с 1879Купить журнал

Военный тягач из белорусского болота украсил уральский музей

04 апреля 2024

В экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме появился артиллерийский тягач СТЗ-5, который затонул в болоте в первые дни войны. Боевую машину нашли в августе 2021 года в Белоруссии, недалеко от деревни Подвеликое Дятловского района Гродненской области.

Боевую машину нашли в августе 2021 года.

Музейный комплекс в Верхней Пышме

Боевую машину нашли в августе 2021 года.

СТЗ-5 считался одной из лучших в Красной армии машин своего класса. В годы Великой Отечественной с помощью таких тягачей транспортировали артиллерию, перевозили грузы и людей. Именно СТЗ-5 буксировали орудия по Красной площади во время предвоенных парадов. А во время битвы за Москву их начали использовать как базу для реактивных установок БМ-13 "Катюша".

Всего на Сталинградском тракторном заводе было изготовлено 9944 таких машины, причем их выпуск продолжался даже во время битвы за город - 31 машина сошла с конвейера, когда вокруг уже гремели взрывы.

Ближайшим родственником артиллерийского тягача был трактор СТЗ-3. Их объединяла конструкция шасси, в том числе оригинальная эластичная подвеска, которую применяли на тракторах и после войны.

В болоте он оказался во время отступления советских войск, когда 3 и 10 армии Западного фронта прорывали окружение. И вот в августе 2021 года машину вытащили и очистили от ила и песка.

Художник-реставратор Сергей Фролов рассказывает, что сначала пришел в ужас, оценив объем предстоящих работ: за 80 лет в воде металлические детали проржавели, деревянные разрушились, верхняя часть кабины и двери вообще были утрачены.

В мае 2023 года специалисты приступили к консервации тягача. Согласно техническому заданию, будущий экспонат надо было разобрать на крупные узловые элементы, чтобы получить доступ к раме, элементам ходовой части и тягам, а затем заняться спасением мелких деталей. При этом важно было оставить максимум родных болтов, шплинтов, частей двигателя - все, что удастся сохранить.

Изучая ржавое железо, реставраторы словно переносились в прошлое. "Когда снимали многотопливные баки за кабиной, в куче песка обнаружили стреляные гильзы от винтовки Мосина и патрон от пистолета ТТ. Сразу представилась картина, как какой-то боец стоял в кузове, опираясь на кабину, и отстреливался. Это очень впечатлило", - делится Сергей Фролов.

А еще оказалось, что на резиновых бандажах его опорных катков сохранились даже литьевые швы, а счетчик километража показывал всего 600 км.

"Тягач был фактически новый. Когда вскрывали бортовые передачи, коробку передач и крышку клапанов двигателя для промывки и консервации, внутри состояние было идеальным, шестеренки как новые, не изношены", - отмечает Фролов.

После расчистки и консервации детали постарались вернуть на места. Чтобы не ошибиться, реставраторы составляли карту разбора - ведь подробной технической документации на тягач у них не было. Очистив от коррозии металлические детали, стабилизировали их, как и деревянные части, от дальнейшего разрушения. Так машину привели в экспозиционный вид.