Главархив города Москвы рассказал о проекте воссоздания "Бородинской панорамы", который был задуман еще в дореволюционное время специально к столетию Отечественной войны 1812 года.
В фондах Главархива хранится решение Моссовета № 14/2 от апреля 1949 года, которое постановило построить в Москве новое здание для экспозиции.
"Панорама "Бородинское сражение", самая знаменитая из крупных батальных панорам Франца Рубо, была создана к столетию Отечественной войны 1812 года, - сообщили в Главархиве. - Специально для ее представления построили деревянный павильон на Чистых прудах. Панораму открыли в сентябре 1912 года, но все внимание тогда переключилось на предстоящее 300-летие дома Романовых".
Торжественная церемония открытия прошла 29 августа (11 сентября) 1912 года в присутствии императора Николая II, а спустя два дня она была открыта для всеобщего обозрения. Правда, уже в 1914 году павильон был временно закрыт по дипломатическим соображениям. Сыграл свою роль политический фактор: грянула Первая мировая война, а Третья французская республика была в ней союзником Российской империи.
Дело не дошло даже до строительства постоянного здания. После Октябрьской революции павильон вновь стали использовать, но не по первоначальному назначению. Здание было передано электротехнической школе, которая проводила в нем пролетарские новогодние елки. В начале 1918 года павильон вновь закрыли, той же весной он пришел в негодность и был снесен.
В 1949 году власти Москвы развернули активную деятельность по этой теме, и первый вариант проекта был готов уже в мае. Самой архитектурой новое капитальное здание должно было напоминать о героическом сражении за Москву. Панораму предлагалось разместить в центральной высотной части. Также в здании планировалось устроить музей, лекционный зал на 150 мест, буфет на 100 посетителей и помещения для работы научных сотрудников и художников-реставраторов.
"В апреле 1951 года Моссовет принял решение № 21/10 "О проектном задании на строительство здания панорамы "Бородинская битва". Документ одобрял сооружение музея, рассчитанного на прием 3200 зрителей в течение рабочего дня. Здание панорамы предлагалось возвести на территории Нескучного сада, на холме над Пушкинской набережной. Подъезд к нему намечался со стороны Большой Калужской улицы (нынешнего Ленинского проспекта)".
Однако этот проект остался на бумаге, поскольку интерес к нему со стороны столичных властей заметно снизился после смерти Иосифа Сталина. А в середине 1950-х годов проект установки панорамы в Нескучном саду потерял свою актуальность, поскольку началось плотное освоение территории бывшей Кутузовской слободы и села Фили.
"Для творения Франца Рубо нашлось новое место, гораздо более тесно связанное с историей Отечественной войны 1812 года", - подытожили в Главархиве.
Панорама была написана в 1911-1912 годах. Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина, Ивана Мясоедова и еще группы художников. Картина размером 15×115 метров изобразила один из решающих моментов Бородинского сражения.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем