издается с 1879Купить журнал

Почему первый в России субботник провели железнодорожники

12 апреля 2024

Первый коммунистический субботник в нашей стране состоялся 105 лет назад - 12 апреля 1919 года. Его организовала и провела довольно небольшая группа железнодорожников. По окончании рабочего дня они вернулись в цеха, чтобы в общественном порядке отремонтировать паровозы.

Группа участников первого Коммунистического субботника в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 г.

Государственный центральный музей современной истории России

Группа участников первого Коммунистического субботника в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 г.

Традиция проведения субботников в нашей стране, как считается, возникла стихийно, благодаря энтузиазму трудящихся. Первый субботник прошел 105 лет назад, массовым он не был, свои масштабы это движение набрало чуть позже и стало одной из форм добровольной работы советских трудящихся на благо общества.

В 1919 году шла Гражданская война, происходила иностранная интервенция. Железная дорога играла важную логистическую роль. Однако положение складывалось тревожное. Например, более половины составов Московского железнодорожного узла были неисправными.

Весной 1919 года Владимир Ленин выступил с призывом улучшить работу железных дорог, и первой на него откликнулась партийная ячейка депо "Москва-Сортировочная" Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (поэтому такие акции и назвали субботниками) 12 апреля 15 работников депо вернулись в цеха и проработали на общественных началах 10 часов. За это время им удалось отремонтировать три паровоза №4, 358 и 7024.

Сохранилась протокольная запись организатора первого субботника, которым стал председатель коммунистической ячейки депо Иван Бураков. Из нее следует, что к работе пролетарии приступили в восемь часов вечера и трудились беспрерывно до шести часов утра.

В документе подчеркнуто, что работа шла дружно, а по окончании субботника его участники собрались в служебном вагоне, отдохнули, попили чаю, обсудили "текущий момент" и решили продолжить и впредь такую работу - в ночь с субботы на воскресенье.

Только 13 участников первого субботника были коммунистами, еще двое были "сочувствующими". Их почин был широко поддержан, и уже 10 мая 1919 года состоялся первый субботник, который можно назвать массовым. В нем приняло участие 205 человек, он тоже был организован на Московско-Казанской железной дороге.

В мае 1919 года массовые субботники также прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской и Курской железных дорогах.

Затем участие в массовых акциях начали принимать и другие трудящиеся. Так, примеру железнодорожников последовали рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов. Движение быстро охватило широкие слои рабочего класса, что, кстати, в своем произведении "Великий почин" отмечал и Владимир Ленин.

Субботники он назвал "фактическими ростками коммунизма, великим сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни".

Традиция проведения коммунистических субботников получила новый подъем в декабре 1919 года, когда призывы к трудящимся были связаны уже не с железной дорогой, а с разразившимся в стране топливным кризисом. Что касается первого Всероссийского субботника-маевки, то он по решению 9-го съезда РКП (б) был проведен 1 мая 1920 года. Только в Москве в нем участвовало 425 тысяч человек, в Петрограде - 165 тысяч человек.