издается с 1879Купить журнал

О несерьезной песне: куда докатился "Шарабан" по дорогам гражданской войны

15 апреля 2024

Может ли расхожая и совсем несерьезная песенка вроде "Чижика-пыжика" или "Цыпленка жареного" хранить память о серьезных исторических событиях? Оказывается, такие примеры встречаются сплошь и рядом.

1909 год. Через несколько лет песня про гимназистку и шарабан станет гимном антибольшевистского подполья.

Государственный музей Л.Н. Толстого

1909 год. Через несколько лет песня про гимназистку и шарабан станет гимном антибольшевистского подполья.

Так получилось, что один из студентов нашего курса (истфак пединститута) захватил на студенческую археологическую практику 1980 года, проходившую недалеко от Ульяновска, магнитофонную кассету с "одесским" фольклором в исполнении Аркадия Северного. Сейчас эту запись датируют 1967-1969 годами. В результате раскопки кургана бронзового века и сопутствующее веселое времяпрепровождение у палаток проходили под эти приблатненые аккорды и пение с характерным "одесским" акцентом.

Особенно запомнилась одна из песен - "Шарабан"1. В ней упоминался наш город Симбирск, это старое название Ульяновска, чем, наверное, она нас, историков, и зацепила. Пели ее и сами у костра под гитару. И даже акцент копировали. Вот ее фрагмент:

  • Эх, шарабан мой - американка!
  • Какая ночь, какая пьянка!
  • Хотите - пейте, посуду бейте!
  • Мне все равно, мне все равно...
  • Бежала я из-под Симбирска,
  • А в кулаке была записка.
  • Ах, шарабан мой - американка!
  • А я девчонка, я - шарлатанка!
  • Один попутчик - веселый парень -
  • Был мой попутчик и был мой барин.
  • Ах, шарабан мой - американка!
  • А я девчонка, я - шарлатанка!

Далее девчонка-шарлатанка возвращается из своих странствий в родную Одессу, где бросает в массы пацифистские идеи: "Зачем нам пушки, зачем нам танки2, когда нас любят на Молдаванке?!" Проклинает "мусоров" и активистов, "прощает" всех, кому должна, и в итоге выставляет свой шарабан на продажу. Вот такая песенка с одесским колоритом. По сути - набор озорных куплетов.

Как и у прочих образцов фольклора, эта песня ходила во множестве разных вариантов. Есть и такие, где вместо Симбирска упоминается Самара. И звучит это так.

  • Порвались струны моей гитары,
  • Когда бежала из-под Самары.

Есть варианты, где поются оба куплета - и симбирский, и самарский. Попутчиком нашей героини был в разных случаях "поручик", "подпоручик", "парнишка - из батальона офицеришка". Итак, место действия Поволжье, попутчик - офицер. О чем это? Это, собственно, о гражданской войне. Время действия - 1918 год.

Красная Армия под командованием Тухачевского овладела Симбирском 12 сентября 1918 года. Русской, да и прочей интернациональной крови было пролито немало. Выздоравливающему после ран Ленину отрапортовали телеграммой: "Взятие Вашего родного города - это ответ на Вашу одну рану, а за вторую будет Самара". Вождь продиктовал ответную телеграмму: "Взятие Симбирска, моего родного города, есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны. Поздравляю красноармейцев с победой". Красные, действительно, вскоре взяли Самару. Случилось это 8 октября.

Почтовая карточка "Взятие Симбирска от белых 12 сентября 1918 года". 1929 г. Фото: Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова

Итак, белая армия бежала из Симбирска и Самары. Строчки в куплетах - об этом. Но причем тут девчонка-шарлатанка? Дело в том, что с этой девчонкой, то есть с песней о ней, еще с октября 1917 года сроднилось все антибольшевистское подполье в Самаре. Куплеты были их гимном и опознавательным знаком. Напевает "Шарабан"? Значит свой.

Впервые куплеты прозвучали в какой-то не дошедшей до наших дней кабацкой шансонетке, и самый ранний вариант на ее основе появился где-то после 1914 года. Чехословацкие легионеры взяли Самару 4 июня 1918 года. Антибольшевистскими силами, в основном эсерами, был сформирован Комуч (Комитет членов Учредительного собрания), а следом - Поволжская Народная Армия под командованием Владимира Каппеля. И каппелевцы ходили в атаку с хулиганским "Шарабаном" на устах. Об этом свидетельствуют мемуары белогвардейцев. Никакая Одесса в то время здесь еще не упоминалась. Члены Комуча и каппелевцы пели про "гимназистку седьмого класса", которая пьет "самогонку заместо квасу", а также заявляет:

  • Продам я книжки, продам тетради,
  • Пойду в артистки я смеха ради!

С "Шарабаном" взяли власть в Самаре, с ним же захватили Симбирск. Но не повезло. Из Самары и Симбирска пришлось бежать, после чего в куплеты добавили соответствующие строчки. Самоирония - свойство русской души. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Народная армия стала частью войск омской Директории, песня распространилась по всему Восточному фронту. Сюда уже добавился своеобразный портрет Верховного правителя России и Верховного главнокомандующего Русской армией Александра Колчака:

  • Мундир английский, погон российский,
  • Табак японский, правитель омский.
  • Эх, шарабан мой, американка!
  • Не будет денег - возьму, продам-ка!

На рубеже 20-х годов "Шарабан" распевала вся Россия. На основе куплетов разрабатывали агитацию на злобу дня. Были, к примеру, "Семеновский шарабан", "Шляхетский шарабан", "Врангельский шарабан", "Шарабан изменника", "Шарабан Дитерихса". Впрочем, все перечисленное, кроме "Семеновского шарабана", известно только по газетным публикациям тех лет, свидетельств об их устном бытовании нет. На одесской почве белогвардейские куплеты были переделаны на соответствующий лад, приобретя ярко выраженную криминальную окраску.

Вот так и получилось, что несерьезная песенка времен Гражданской войны, как оказалось, увековечила в своих строчках ключевые для нашей страны события осени 1918 года: взятие Красной Армией двух поволжских городов. И оставление их Белой армией.

  • 1. Шараба́н (фр. char à bancs) - тип открытой повозки. Появились во Франции в начале XIX века. Название происходит от французского char à bancs ("повозка с деревянными скамьями"). Шарабаны изготавливались в виде четырёхколёсных с поперечными сидениями в несколько рядов или одноконных двухколёсных экипажей. Шарабаны использовались для прогулок, загородных поездок, охоты. Изначально были запряжены лошадьми, позже появились моторные. Вышли из употребления в 20-x годах XX века.
  • 2. Танки в гражданскую войну были редкостью. Считается, что в те годы пели "станки" (с ударением на первом слоге), т.е. станковые пулеметы.